Бесчеловечный эксперимент. Как в Китае «перевоспитывают» уйгуров

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из () и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего , и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Кто такие уйгуры, должны разбираться все, кто интересуется коренными азиатскими народами. Изначально они произошли из Восточного Туркестана, сейчас это так называемый Синьцзян-Уйгурский район на территории Китая. Уйгуры - тюркоязычный народ, которые преимущественно проживают именно в этом регионе, по вероисповеданию они мусульмане-сунниты.

Происхождение народа

О том, кто такие уйгуры, мы подробно расскажем в этой статье. Процесс формирования этого народа был непростым и очень длительным во времени. Их прямыми предками были племена из Восточного Туркестана, которые сыграли ключевую роль в державе Хунну, это древний кочевой народ, который жил в северных степях современного Китая.

Если судить по письменным источникам, кто такие уйгуры, впервые удается выяснить в III веке нашей эры. В то время они входили в крупное объединение, которое в китайских династийных хрониках называют гаоцзюй.

Спустя пару веков в китайских источниках начинает встречаться новое название этого союза - теле. Большое количество этих племен мигрировало на запад, обосновавшись в Юго-Восточной Европе и казахских степях. Те, которые остались в Центральной Азии, были в результате завоеваны тюрками.

Хангайские горы

В те времена теле обосновались на территории Семиречья и Джунграии. В 605 году предводитель уйгуров увел свои племена в Хангайские горы после того, как тюркским Чурын-каганом были уничтожены несколько сотен вождей теле. После переселения уйгур в Хангайские горы ими была создана обособленная группа, которые китайские историографы называют "девятью племенами". Государство основывалось на налаживании дипломатических отношений с соседями.

В 630 году произошло падение Тюркского каганата. Тогда уйгуры выступили в виде мощной и значительной политической силы, лидерство утвердилось за десятью племенами, которые возглавлял яглакар. До VIII века они входили в состав Тюркского каганата.

Этническая консолидация

Говорить о том, кто такие уйгуры, можно стало после окончательного завершения процесса этнической консолидации. Это произошло приблизительно в VIII веке, когда окончательно распался Тюркский каганат. Тогда было образовано Уйгурское раннее феодальное государство, больше известное как Оно появилось на реке Орхон.

Каганатом руководили представители рода яглакар. В те времена официальной религией считалось религиозное учение, названное по имени его основателя Маниса с добавлением определения "живой". Учение было основано на христианских и гностических представлениях, опиралось на специфическую трактовку событий, описанных в Библии. Со временем в манихействе возникло множество заимствований из других религий, например из буддизма и зороастризма.

При этом манихейство не было непосредственно связано с восточными и западными учениями, которым была свойственна дуалистическая доктрина. Для непосредственно манихейского учения было характерно представление о вселенском характере настоящей, так называемой истинной религии. Манихейство органично встраивалось во всевозможные культурные контексты, но большинство современных исследователей не считают манихейство действительно мировой религией.

Манихейская теократия

В 795 году у власти встало племя эдизов, которое со временем приняло название яглакар. Историк-этнолог который глубоко исследовал азиатские народности, интересовался уйгурами, фото которых есть в этой статье, считал этот эпизод началом прихода к власти манихейской теократии.

В своей книге "Тысячелетие вокруг Каспия" Гумилев отмечал, что в 795 году место на престоле занял сын одного из влиятельных вельмож по имени Кутлуг при условиях ограничения власти. Хан был лишен судебной и исполнительной власти, политика фактически оказалась под контролем манихейцев. В результате союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на семь лет вернулась к племени яглакар, но в результате сложных экономических и внутриполитических процессов, а также внешнего влияния древних кыргызов Уйгурское государство распалось. Отряды кыргызов преследовали разбитых уйгуров, устремляясь в глубь Восточного Туркестана.

В результате часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан, а также в западную часть Ганьсу, где были официально созданы сразу два независимых государства. Это Уйгурское идыкутство (средневековое феодальное тюркское государство) в Турфанском оазисе и Кянсуйское княжество, которое было образовано на территории современной китайской провинции Ганьсу.

Во внутренней Монголии

Первоначально около пятисот уйгуров переселились на территории племени шивэйна в районе среднего течения Амура во внутренней Монголии. В 847 году кыргызы отправились с походом на Амур, напав на племена шивей и уйгуров, китайцы в это же время атаковали племена хи. После этого нашествия уйгуры частично отправились в Восточный Туркестан.

В уйгуры стали ассимилировать местное население, которое было преимущественно иранским, передав ему собственную культуру и язык. В то же время от иранцев уйгуры приняли традиции оазисного земледелия, а также некоторые виды ремесел. Основной религией народа, которому посвящена наша статья, был буддизм, со временем активно начало распространяться христианство.

Начиная с X века среди уйгуров распространяется ислам, в XVI столетии он окончательно вытесняет все другие религии в Восточном Туркестане. Когда уйгурами был принят ислам, они лишились своего национального письма, которое было вытеснено арабской графикой.

Современный этнос

В это же время начинает формироваться современный этнос уйгуров с новоуйгурским языком. Решающим крупным этническим компонентом, который вошел в состав современного уйгурского этноса, стали могулы. Так себя называли тюркизированные монголы, которые осели в Восточном Туркестане приблизительно в XV веке. Ряд других причин привели к тому, что само понятие "уйгуры" стало употребляться очень редко, во многом из-за политико-административной разобщенности, а вскоре оно было окончательно вытеснено религиозным самосознанием.

Уйгуры в первую очередь именовали себя мусульманами, а по роду занятий были преимущественно земледельцами. В XVII-XVIII веках в Восточном Туркестане было образовано Уйгурское государство, которое в 1760 году захватили китайские правители из Маньчжурии. Началось национальное угнетение и жестокая эксплуатация, что приводило к постоянным восстаниям народа, которому посвящена эта статья, против империи Цин, а позже против империи Гоминьдана.

Переселение в Семиречье

Переселение уйгур и дунган в Семиречье состоялось в XIX веке. Сейчас это территория современного Казахстана. Оно завершилось к 1884 году. Уйгуры и дунгане в Семиречье разместились поблизости с русскими, казахами и украинцами.

После их появления значительно увеличилось количество оседлых жителей. В хозяйстве уйгуров и дунган преобладало земледелие. Скотоводством занимались только состоятельные семьи, большинство же разводило скот исключительно для того, чтобы обеспечить свое хозяйство собственным рабочим скотом. Крупный рогатый скот использовался не только как тягловая сила, но и как источник для получения молочных продуктов. А вот мелкого скота практически не было. Большинство земель, которые им удалось получить, требовали искусственного орошения для эффективного использования.

Уничтожение государственности

В 1921 году на съезде уйгурских представителей в Ташкенте было принято окончательное решение о присвоении самоназвания "уйгуры", которое было восстановлено в качестве общенационального.

Судьба уйгуров в Китае оказалась непростой. В 1949 году была окончательно уничтожена их государственность, а в 1955 году был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район под протекторатом китайских властей.

Китай начал проводить политику, направленную на их ассимиляцию, с помощью переселения уйгур и дунган в автономный район путем искусственного сокращения рождаемости представителей коренного населения. Все достижения в сферах здравоохранения, просвещения, культуры были фактически нивелированы религиозной, демографической и этнической политикой, которую проводило китайское правительство. Серьезной проблемой стало нарастание среди уйгуров исламского экстремизма, а также жестокие репрессии, которые применялись со стороны государства.

Расселение народа

Китайское правительство проводило целенаправленную государственную политику, которая была направлена против ханьской миграции.

Этноареал сильно размывался мигрантами, в результате до восьмидесяти процентов уйгуров проживали в юго-западных префектурах, также были образованы достаточно крупные анклавы в Турфане, Кумуле, Чугучаке, Урумчи, Или.

Современная численность народа

По официальным данным китайского правительства, сейчас на территории КНР проживают одиннадцать миллионов уйгуров. В СУАР и Восточном Туркестане они составляют 45 процентов населения, большие общины также существуют в восточных районах страны.

За пределами Китая всего не более 500 тысяч уйгуров, которые в основном расположились в странах, граничащих с Китаем. Например, это бывшие республики Советского Союза, в которых разместились до 300 тысяч уйгуров. Крупные диаспоры также есть в Турции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки, Австралии.

Как правило, общины уйгуров входят в состав общественных организаций, которые объединяются во Всемирный уйгурский конгресс. Представительства таких организаций существуют в Алма-Ате, Душанбе, Пекине, Сиднее, Мюнхене, Бишкеке, Мекке, Шанхае.

Уйгуры до сих пор хранят свои традиции и культуры в тех местах, где массово проживают. Это древняя литература, архитектура, музыка, танцы, семейные традиции.

Доброго времени суток.

Увидев, что вопрос находится в шапке проекта и неудовлетворённый ответами людей, не имеющих отношения к данному этносу, хотел бы внесли свои корректировки; ради формирования целостного и разумного ответа на вопрос: "В каком же положении находится древний тюркский народ, угодивший под экспансию маньчжуров в XVIII в.?"

Не стану скрывать, что некоторые формулировки и предположения ответчиков вызвали у меня легкую эйфорию. Почему Екатерина, имеющая внешность характерную для байкальского антропологического типа может отождествлять казахов и уйгуров? Сравнивать туранидов и фергано-памирскую расу - тоже самое, что выбирать оливковое масло или растительное.

Уйгуры - это смесь монголоидных и европеоидных рас

Смесь монголоидных и европеоидных рас - это тураниды или по-другому южносибирская раса.

Как и у казахов, так и у уйгуров весьма разношерстная внешность. Имея в роду д. Малика; сестер Бижан и Айгуль; двоюродных братьев - Армана и Талгата; сары-казаха (казах-блондин с веснушками; есть быть точнее: рыжий-казах) Алмата; племянницу Саиду; племянников - Джанибека и Ерлана. И не скажешь, что мы являемся кровными родственниками; наша внешность отличается: кто-то похож на туранида; другой похож на чосонида. Раза два общаясь с казахами приходилось слышать, что уйгуры более темненькие, чем казахи. Лично знаком с уйгуром-метисом (мать русская) из г. Алматы (Казахстан); 50% русской крови не смогли кардинально скорректировать различие между чистокровными уйгурами и полукровкой. Да, он светлее своего отца, только вот похож на казаха (без инородной примеси).

Южные субэтносы (кашгарцы, хотанцы, атушцы, яркендцы) в большинстве относятся к европеоидной расе памиро-ферганскому типу, лобнорцы, турфанцы и кумульцы монголоидные и смешанного типа, кульджинцы, аксуйцы и кучарцы смешанного типа.

Антропологические различия уйгурских субэтносов объясняется, тем что исторически северные регионы более часто контактировали с монголоидными народами, в отличие от южных. Из южных уйгуров ярко выраженную монголоидность присуща малочисленному субэтносу пулурцев, что связано с тибетским происхождением этой группы уйгуров, а также доланам и катаганам, проживающим южнее Кашгара и ведущим своё происхождение от монгольских племен

Как и казахи, уйгуры делятся на субэтносы (по-уйгурски юрты). Их достаточно много и они отличаются, но не так уж слишком, как, допустим, казанский татарин и крымский. Как правило отличия в обычаях, говоре или диалекте, этническом происхождение. Знаком с уйгуркой, которая происходит из кашгарцев (угр. қәшқәрлиқләр). Её предки бежали из г. Кашгар в КАЗССР в 50-х гг. XX в.

Не буду вдаваться в крайности, как это сделал Первый Президент р. Туркменистан Сапармурат Ниязов в своей «Рухнама», обусловив что туркмены зародились 5000 лет назад. Начнем с того, что достоверно известно.

1) Уйгуры являются самым древним тюркский народом.

Центральная Азия с древнейших времен является не только прародиной уйгуров, но и одной из древнейших и ценнейших колыбелей мировой культуры. Именно поэтому историк Льюис Морган (1818-1881) отмечал: «Ключ мировой культуры спрятан в Таримской долине. Когда он будет найден, станут известны и тайны мировой культуры» Согласно археологическим раскопкам, в Таримском бассейне некогда обитали тохары. В Средние века по Таримскому бассейну проходило большинство шёлковых путей. Переселившиеся в 840 году нашей эры из Монголии в Синьцзян восточные уйгуры явились, таким образом, потомками тех, кто восемь тысяч лет тому назад переселился из Таримской долины в Монголию и окрестности Байкала.

Предки уйгуров были привержены шаманизму. Шаманисты верили в природные силы: Солнце, Луну, Небо (голубизну неба), Землю, Воду. Согласно этим верованиям, предки сооружали жилища таким образом, чтобы двери открывались на восход. Тюркские и восточно-уйгурские каганы (Уйгуро-Орхонские каганы) иногда (в особо торжественные обряды, пиршества) сидели лицом на восход (восток) и девять раз кланялись Солнцу. Даже имена Уйгуро-Орхонских каганов напоминают об этих обычаях. Например, Уйгуро-Орхонский каган Чондихан (был у власти с 821 по 824 год) носил титул: «Кун танрида улук болмиш Алии Кучлук билге каган» (Благословленный солнцем могущественный каган).

Основу Уйгурского каганата составляли рода «он уйгуров » и «токкуз уйгуров ». С этого времени племена туров слились в единое целое и стали называться «уйгурами » (VII в, скорее всего).

Читая госпожу Ремилёву «Ойрат-монголы» (2010). в начале книги можно заметить строку: "Зюнгария отчасти была населена "Уйгурами" - народом тюркского, родственного монголам происхождения, принявшим культуру и письменность, не от китайцев, а с запада. (Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие, Белград, 1929 . P.S данную книгу, в начале творческого пути читал Л.Н.Гумилёв).

Предки уйгуров до нашей эры жили на территории, ограниченной на востоке Кумулом, на западе Манасом, на юго-западе - Турфаном. Если бы в Джунгарии и долине Тарима в древние времена жили не уйгуры, а какие-либо другие народы, говорящие на ином языке, то не было бы в наименовании озер, гор. рек, местностей, и так далее, уйгурских (тюркских) значений, типа «Барскёль» (Тигровое озеро), «Танритаг», «Алтай» (Золото), «Кум» (Песок), «Он су» (он - по-казахски десять, су - вода), «Сули» (насыщенная водой земля).

В 821 году нашей эры правящий двор династии Тан преподнес в качестве наложницы Танскую принцессу Таи Х\ уйгурскому кагану Кун Танрида болмиш Алп Кучлук Ыіліс. Основываясь па этих обстоятельствах, можно сделать вывод, что Джунгария и Таримская долина уже с то врем и входили в состав Уйгурского каганата. Поэтому Уйгурские каганы держали там многочисленную кавалерию. Во время усиления Уйгурского каганата, когда он принял рамки империи (745--830 годы), в его состав входили современная Монголия и часть Внутренней Монголии, Джунгария, долина Тарима, Ферганская долина, Кыргызстан, долина Или, окрестности Балхаша.

Воспользовавшись тяжелым положением Уйгурского каганата (междоусобицей, стихийными бедствиями), взбунтовавшиеся кыргызы (находившиеся в подчинении Уйгурского каганата), захватили Карабалгасун. Они убили Кара Болука и кагана Кичик Текина. Ставку кагана в Карабалгасуне предали огню. Государственную казну разграбили. Таким образом, насчитывавший в период своего расцвета войсковые соединения в 221 тысячу всадников, Уйгурский каганат в 839 году не смог сдержать тяжелого натиска кыргызов, которое окончилось так трагически. Впоследствии, большая часть восточных уйгуров в 840 году с восточных земель Уйгурского каганата (современная Монголия) переселилась на западные земли каганата (Центральную Азию). Часть уйгуров, бежавшая на запад, под предводительством Пан Текина, обосновалась сначала у Баркёля, а затем в Турфане, Карашахаре, Кучаре. Их численность не превышала 200 тысяч человек, в этот период общая численность Центральноазиатских, в частности, Синьцзянских уйгуров превышала один миллион человек.

*карта Монгольской империи.

К этому времени уйгуры уже утратили бразды величия. Именно уйгуры переводили монгольские тексты на тюркский язык. История знает Тататунга, приближенного Чингис-хана, из средневековых уйгуров Идикутства. По данным из источников, он научил средневековых монголов письму.

*современный рисунок

Карта Чагатайского улуса (Могулистан) XV в. : самый настоящий рассвет карлуков.

ВКонтакте существует три прагматичных сообщества, посвященных уйгурам:

  1. BIZ UYGHURLAR МЫ УЙГУРЫ بىز ئۇيغۇرلار
    Спросив у своей знакомой уйгурки из Шымкента: "Почему казахстанские уйгуры обитали в основном возле Алматы?". - Ватан рядом. И ещё добавила, если вернется в Синьцзянь, наврятли сумеет вернуться в Казахстан.

Что необходимо, чтобы за полгода задержать миллион членов одной этнической группы? Огромные ресурсы и сложная организация, но власти Китая не скупятся. Огромная часть уйгурского населения в западном регионе Китая Синьцзян-Уйгурском автномном районе, а также казахи, кыргызы и другие этнические меньшинства, находятся под стражей, дабы пройти через то, что государство называет «преобразованием через образование». Многие десятки тысяч из них были заключены в новые лагеря, контролирующие их мысли, с колючей проволокой, усиленными дверьми и комнатами охраны.

Китайские власти, как правило, сдержанны и уклончивы, а то и откровенно отрицают сами факты, когда встречают сообщения о таких лагерях. Но теперь - поясняет в своей статье на The New York Times специалист по Синьцзяну историк Райан Тум - им придется объяснить свой собственный красноречивый след в качестве доказательства: онлайн-систему публичных торгов, созданную правительством, и приглашающую подрядчиков, чтобы помочь построить и запустить лагеря.

Тум напоминает, как за последнее десятилетие власти Синьцзяна ускорили политику, направленную на изменение привычек уйгуров - даже, по словам государства, их мыслей. Местные органы власти организуют публичные церемонии и подписывают просьбы этнических меньшинств подтвердить свою верность Коммунистической партии Китая; они проводят обязательные курсы переобучения и танцевальных выступлений, потому что многие ученые Ислама запрещают танцы. В некоторых районах органы безопасности регулярно проводят оценку риска, создаваемого жителями: уйгуры получают 10-процентный вычет на их счету только свою этническую принадлежность и получают еще 10 процентов, если они ежедневно молятся.

Уйгуры привыкли жить в угнетенном состоянии, но меры стали драконовскими после прибытия в конце 2016 года нового регионального начальника партии из Тибета (то есть, другого региона с угнетенным меньшинством). С тех пор некоторые местные полицейские говорят, что им с трудом удается выполнить свои новые квоты по задержаниям - в случае одной деревни, это 40 процентов населения.

В новом исследовании Адриана Занза , исследователя Европейской школы культуры и богословия в Корнтале (Германия), были проанализированы правительственные объявления, предлагающие тендеры на различные контракты, касающиеся объектов перевоспитания в более чем 40 населенных пунктах в Синьцзяне, что позволяет увидеть обширные бюрократические, человеческие и финансовые ресурсы, которые государство посвящает этой сети содержания под стражей. В докладе раскрывается стремление государства к созданию лагерей во всех уголках региона с 2016 года, стоимость которых составляет более 680 миллионов юаней (более 107 миллионов долларов).

Приглашение на участие в торгах, как представляется, было опубликовано 27 апреля - знак того, что будет построено больше лагерей. Эти призывы к тендерам относятся к компаундам до 81754 квадратных метров, а некоторые - к кварталам для Народной полиции, полувоенным силам безопасности. Местные органы власти также размещают объявления по набору персонала лагерей с опытом в криминальной психологии или службы в армии и полиции.

Доказательства этих технических деталей неоценимы, особенно учитывая растущие трудности, с которыми сталкиваются исследователи и журналисты, пытающиеся работать в Синьцзяне. Несколько иностранных журналистов подготовили важные статьи, несмотря на полицейские домогательства и короткие аресты; этническим уйгурские репортерам и их семьям приходится гораздо хуже.

Учитывая риски, информация из первых рук от бывших задержанных остается редкой - хотя кое-что начинает появляться.

В феврале один уйгурский студент, обучающийся в США, дал изданию Foreign Policy одно из самых подробных описаний условий содержания, опубликованных до настоящего времени. Он был арестован по возвращении в Китай в прошлом году, а затем содержался в течение 17 дней без какого-либо обвинения. Он описал долгие дни марша в переполненной камере, скандируя лозунги и просматривая пропагандистские видеоролики о якобы незаконной религиозной деятельности. Когда его освободили, охранник предупредил его: «Что бы ты ни говорил или не делал в Северной Америке, твоя семья все еще здесь, и мы тоже».

В прошлом месяце этнический казах описал для Радио Свободная Европа / Радио Свобода свое четырехмесячное пребывание в лагере в северном Синьцзяне. Он встречал заключенных, отбывающих срок до семи лет. Он сказал, что его заставляли изучать, как «хранить в секрете национальные секреты» и «не быть мусульманином». В этих случаях, как и во многих других, задержанных содержали без связи с внешним миром, так что даже их семьи не знали, что происходит с ними.

И теперь эти редкие свидетельства очевидцев подкрепляются, хоть и невольно, самим китайским государством, поскольку оно публично призывает объявляет тендер на строительство еще большего количества лагерей для заключенных.

Многие детали этой тюремной системы скрыты и остаются неизвестными - на самом деле даже конечная цель лагерей не совсем ясна.

Они служат средством для принудительной индоктринации - гражданин Казахстана, навестивший своих родителей в Синьцзяне и попавший в такой лагерь, рассказывает, что им запрещали благодарить Аллаха перед едой, но заставляли восхвалять коммунистическую партию, КНР и китайского лидера Си Цзиньпина. Кроме того, они пели песни, восхваляющие партию, изучали китайский язык и историю, согласно которой среднеазиатские этносы Синьцзяна были отсталыми, прежде чем их «освободили» китайские коммунисты в 1950-х годах.

Некоторые чиновники используют лагеря для предотвращения, а также для блокирования людей, которых они предположительно подозревают в оппозиции китайскому правлению: как минимум в двух местах власти направляют людей в возрасте до 40 лет, утверждая, что эта возрастная группа является «насильственным поколением».

Лагеря также являются орудием наказания и, конечно же, угрозы. Немногие задержанные официально в чем-то обвиняются, еще меньше тех, кто был официально осужден. Некоторым говорят, как долго они будут содержатся; другие просто держатся на неопределенный срок. Эта неопределенность - произвольная логика задержания - внушает страх всему населению.

Райан Тум отмечает, что повсеместное наблюдение было заметно усилено во время его последней поездки в Синьцзян в декабре прошлого года - настолько, что он избегал разговаривать с уйгурами, опасаясь, что простое общение с иностранцем приведет их к отправке в лагерь. Между тем, уйгурские контакты за пределами Китая сравнивают нынешнюю кампанию с «культурной революцией» времен Мао и ее постоянно меняющимися правилами. Они объясняют, что даже если уйгуры в Синьцзяне сегодня захотят полностью подчиниться режиму безопасности, они просто не знают, как это сделать. Раньше присоединение к силовикам (полиции, армии и т.д.) было редким способом обеспечения личной безопасности. Но сейчас не спасает даже это.

Десятки тысяч семей были разлучены; криминализируется вся культура. Некоторые местные чиновники используют угрожающий язык для описания цели задержания, вроде «искоренение опухолей» или распыление химикатов над сельскохозяйственными культурами, чтобы убить «сорняки».

Обозначит одним словом преднамеренное и крупномасштабное жестокое обращение с этнической группой очень сложно: старые термины часто маскируют специфику новых несправедливостей. И даже сравнений между страданиями разных групп по своей сути чревато возможным редукционизмом. Райан Тум, по его словам, готов «отважиться» на такое заявление, чтобы описать тяжелое положение уйгуров, казахов и киргизов сегодня: Синьцзян стал полицейским государством, конкурирующим с Северной Кореей, с формализованным расизмом по модели южноафриканского апартеида. Мы же добавим, что даже «полицейское государство» недостаточно выражает происходящее, поскольку полицейским государством мы можем назвать и другие страны, вроде РФ, с гораздо меньшей (пока что!) системой контроля, чем в коммунистической КНР.

Есть все основания опасаться, что ситуация только ухудшится. В последнее время появилось несколько сообщений об уйгурах, умерших в заключении, - тревожное эхо применения пыток в лагерях перевоспитания в Китае для последователей движения Фалуньгун. Судя по массовому строительству лагерей в Синьцзяне, китайские власти, похоже, не думают, что они приблизились к достижению своей цели.

Как Коммунистическая партия доводит мусульман до суицида.

Преследования уйгурских мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе дошли того, что житель города Кашгар, доведенный до отчаяния угрозами помещения в лагерь политического перевоспитания, покончил с собой.

Уйгурский житель Турсун Аблет не смог прочесть наизусть партийным чиновникам текст национального гимна на китайском языке, запомнив слова только на родном уйгурском. После этого ему пригрозили отправить в лагерь политического перевоспитания, где Турсуна бы заставили приобщаться к ценностям коммунизма и вычеркивать из жизни ценности ислама, передает Radio Free Asia.

Не выдержав давления со стороны государственных служб, мужчина повесился в родной деревне.

«Я слышал, что это связано с занятиями, которые он посещал, его что-то задело. Занятия были организованы комитетом по делам семьи для людей, которым необходимо выучить китайский язык, устав компартии и т.п.», – пояснил сотрудник местных органов власти.

Супруга погибшего рассказала, что за день до самоубийства Аблет вернулся с этих самых занятий и с горечью произнес, «что же это за жизнь такая».

«Всю жизнь он трудился разнорабочим, он был очень тихим человеком, заботился о семье», – сказали о погибшем знакомые с ситуацией местные жители.

Уйгуры – древнейший народ , история которого корнями уходит в далекое прошлое.

Предками уйгуров были жители Восточного Туркестана, а первое упоминание об уйгурах, найденное в летописях, относится к 1 веку нашей эры.

По результатам многочисленных исследований, расовая принадлежность данного народа неоднозначная, и представляет собой смесь европейской и монголоидной рас приблизительно в равных пропорциях.

Уже к 5 веку уйгурский народ создал довольно богатое культурное наследие и собственную письменность. Основными занятиями уйгуров на заре их зарождения были: земледелие, кочевое скотоводство, рыболовство, охота, а также бытовые ремёсла, но при этом, как и в любом другом народе, находились талантливые люди, которые сделали вклад в историю и культурное процветание.

Они писали музыку, литературные произведения, занимались созданием архитектурных сооружений и изучали различные науки. Строгих правил относительно вероисповедания у них не было, поэтому один и тот же народ одновременно был приверженцем буддизма, шаманизма, манихейства, маздакизма и других учений.

Выглядели древние уйгуры как представители монголоидной расы, но сегодня их овал лица и цвет кожи больше приближён к европейскому , при этом сохранился тёмный цвет волос и глаз. Данные изменения свидетельствуют о кровосмешении уйгурского народа с другими национальностями.

Кстати, становление монгольской культуры во многом обязано уйгурам – более развитому соседу. Некоторые историки даже считают, что основные достижения монголов в письменности, архитектуре, литературе, их традиции и религиозные взгляды, полностью были позаимствованы у уйгурского народа.

До 18 века уйгуры занимали собственную процветающую территорию , пока их государство не было захвачено правителями Китая. После захвата, вплоть до середины XX века, данный народ подвергался угнетениям и всевозможным лишениям, и только в 1955 году Китай предоставил уйгурам территорию, ныне называемую Синьцзян-Уйгурским автономным районом , и всячески постарался помочь новым членам общества ассимилироваться в своём государстве.

Сегодня численность населения уйгуров небольшая – менее 11 миллионов человек, при этом свыше 10 миллионов проживает на территории Китая и исповедуют суннитское мусульманство , принесённое когда-то из Средней Азии в период исламизации.

Остальные расположились в близлежащих государствах: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Россия, Туркмения. Уйгурский язык, который относится к тюркской языковой группе , по-прежнему существует, однако он значительно изменился в ходе непростой истории данного народа и приобрёл пару десятков диалектов и наречий, поэтому в основном современные представители уйгуров говорят на языке страны, в которой проживают.

До настоящего времени среди уйгуров распространены «мужские союзы» . Данная традиция представляет собой выбор определённого числа мужчин, наиболее сильных и мужественных, которые впоследствии возглавляют общину и помогают остальным ее членам всем, чем могут. Кстати, некоторые представители данного народа по-прежнему носят при себе национальное холодное оружие – так же, как это делали их предки многие века назад.

Изготавливать данное оружие разрешено лишь семьям оружейников, которые занимаются этим многие века, и каждое поколение обучает своих наследников семейному ремеслу. А ещё одна интересная традиция гласит, что младший или единственный сын непременно должен остаться в доме родителей, в то время как старший после женитьбы обязан покинуть отчий дом. Заключать браки уйгуры могут только со своими единоверцами.

За столь длительную историю уйгурским народом были созданы около десяти государств, множество архитектурных памятников, литературных произведений, художеств, миниатюрной живописи и другие достижения, история которых дожила до наших дней и вызывает неподдельное восхищение каждого, кто ею интересуется.

В некоторых источниках рассказывается, что древние уйгуры создали более 60 музыкальных инструментов, которых ранее не видел мир, а их фольклор, поэзия и проза были очень популярны во все времена.

Сегодня в Китае уйгуров ценят в шоу-бизнесе и модельном искусстве , а режиссеры с удовольствием приглашают их на съемки, ведь они легко могут сыграть роль европейцев, при этом говоря на чистом китайском языке.

Однако, противостояние между правительством Китая и уйгурами по-прежнему имеет место. Случаи притеснения данного древнего народа то и дело просачиваются в прессу и имеют довольно резонансное мнение со стороны других членов общества. А завершить этот рассказ хочется цитатой одного известного пацифиста из мультфильма: «Ребята, давайте жить дружно!».

По данным последней переписи населения, состоявшейся в 2010 году, в России проживают около 4 тысяч уйгуров. В основном, их предки попали в нашу страну в конце XIX – первой половине XX века при весьма драматичных обстоятельствах.

Они были вынуждены бежать с родной земли в соседние государства. Этот народ оказался разменной монетой в большой геополитической игре, которую ведут на Евразийском континенте две супердержавы: Россия и Китай. Все попытки уйгуров самостоятельно строить свое будущее разбились об интересы более влиятельных государств.

Кто они такие?

Уйгуры – тюркоязычный народ, основная часть которого проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Эту территорию, расположенную на западе КНР, также называют Восточным Туркестаном (Западным Туркестаном раньше именовали Среднюю Азию).

Согласно официальным данным, в Китае насчитывается около 11 миллионов уйгуров. Еще примерно 400 тысяч представителей этого народа населяют другие государства. Из них порядка 238 тысяч человек живут в Казахстане, еще 50 тысяч – в Киргизии. Есть они в Узбекистане, Туркмении, Турции, Саудовской Аравии и России.

Уйгуры являются национальными меньшинствами во всех вышеперечисленных странах. А ведь так было не всегда. Этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, одно из которых – Уйгурский каганат (VIII-IX века) – занимало огромную территорию, простиравшуюся от степей современного Казахстана до Кореи.

В различных исторических памятниках этноним «уйгур» встречается с начала нашей эры. Этот народ образовался в результате смешения и ассимиляции различных тюркских и монгольских племен, осевших в оазисах пустыни Такла-Макан.

Древняя история не могла не отразиться на культуре. Уже в VI веке уйгуры имели собственную письменность, которую заимствовали многие соседние тюркские племена, а также монголы и маньчжуры. Именно уйгурский алфавит использовали в Золотой Орде при составлении различных документов, так поступали и в государстве Тимуридов.

Первоначально религией уйгуров был шаманизм, затем среди них распространилось манихейство – синкретическое учение, которое сочетает в себе традиции раннего христианства и зороастризма. Некоторые представители этого народа переняли буддизм от соседей, но в X веке среди уйгуров началось распространение ислама, который быстро вытеснил все остальные религии.

Искусство и традиции уйгуров

Живя в оазисах пустыни Такла-Макан, через которые проходил Великий шелковый путь из Китая в Европу, уйгуры занимались торговлей, земледелием и животноводством. Несмотря на то, что представители этого народа создали монументальные памятники архитектуры, талантливые литературные произведения, внесли свой вклад в музыкальную культуру Азии, особый интерес вызывает традиционная миниатюрная живопись уйгуров.

Эту уникальную технику изобразительного искусства переняли многие соседние этносы. Даже Тебризская школа миниатюры, расположенная в Иране, возникла на основе традиционной уйгурской живописи.

Непростые условия жизни в пустыне заставили людей создавать своеобразные общины, которые называются «оттуз огул», что переводится как «тридцать джигитов». Их не обязательно 30. Просто изначально примерно столько семей проживало в каждом оазисе. Члены такой общины должны заботиться друг о друге, помогать и поддерживать в любых ситуациях.

Длинными осенними и зимними вечерами участники «оттуз огул» традиционно собирались вместе на вечерах отдыха, которые назывались «мяшряп». Люди веселились, пели, танцевали. Такое совместное времяпрепровождение сплачивало членов общины.

После трагических событий 1997 года в Кульдже китайские власти официально запретили проведение мяшряпов, поскольку заподозрили участников этих собраний в сепаратизме.

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Бежали в Среднюю Азию и Россию

Очередное антикитайское восстание вспыхнуло в Синьцзяне в 1864 году. Следующие 10 лет на территории провинции, народ которой объявил о национальном суверенитете, существовало исламское государство Йеттишар. Поддержку уйгурам в их стремлении к независимости оказали Британия и Турция – активные участники большой геополитической игры, развернувшейся на просторах Евразии в XVIII-XIX веках.

Однако Россия, боровшаяся с Британией за влияние в Азии всеми возможными способами, решила, что хорошие отношения с Китаем важнее национального самоопределения уйгурских племен. Русские даже снабдили зерном наступавшие войска генерала Цзо Цзунтана, тем самым помогли китайцам совершить непростой переход через пустынные земли.

Армия Поднебесной жестоко покарала уйгурских бунтовщиков, вырезая их целыми семьями. Некоторые повстанцы смогли бежать в соседние государства Средней Азии и Россию, спасаясь от китайцев. Так, в конце XIX века первые уйгуры оказались в нашей стране.

Но этот народ не оставил попытки бороться за независимость. В 1932 году в Синьцзяне снова вспыхнуло восстание, в результате которого была создана Восточно-Туркестанская исламская республика. Власти СССР даже планировали официально признать это государство, но опять геополитические интересы взяли верх. А китайцы сумели вернуть контроль над мятежной провинцией.

Еще одной попыткой обрести независимость была Восточно-Туркестанская революционная республика, возникшая в 1944 году. Китайцы даже были вынуждены признать автономию уйгуров под давлением мировой общественности. После создания в Синьцзяне коммунистической партии Москва планировала поддержать единомышленников в их стремлении к национальному самоопределению. Но все изменилось в 1949 году, когда всем стала очевидна победа коммунистов в борьбе за власть в Поднебесной. Власти СССР в очередной раз решили, что союз с Китаем важнее.

В первой половине XX века многие уйгуры также вынуждены были бежать из родных мест, спасаясь от гонений. Часть из них оказалась в России.