Часовня святого ильи в феодосии. Мыс Ильи в Феодосии – романтика Крыма: фото, GPS-координаты

Мыс святого Ильи издавна привлекает туристов, приезжающих в Феодосию. Причина проста — здесь построен Ильинский маяк , одно из самых романтичных сооружений ЮБК. Генуэзская крепость в связке с маяком представляют собой визитные карточки города, так что посетить их нужно обязательно. Осматривать объект мы рекомендуем после прочтения этой статьи — так вы сможете проникнуться духом этого места, глубже постичь его историю.

Объект расположился на юго-востоке Феодосии. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.421971. Специально для вас мы отметили Ильинский маяк в Феодосии на карте , так что не заблудитесь. Оттуда, кстати, открывается шикарный вид на море, да и само строение заслуживает пристального интереса.

История маяка

Конец Феодосийского залива издавна представляет угрозу для капитанов кораблей, поэтому маяк здесь работает не первое столетие. Мыс Ильи окружен предательскими скалами, которые без посторонней помощи сложно обнаружить. Светоч, указывающий безопасную дорогу в акваторию, появился на мысе 2,5 тысячи лет назад. Просматривая план Кафы, датированный 1784 годом, можно увидеть греческую часовню. Архитекторы отметили ее фразой «некогда береговой маяк», что свидетельствует о давней истории.

Археологи выяснили, что первый фонарь возник на склоне мыса в IV столетии до н. э. В те дни в окрестностях Феодосии проживали греческие, скифские и таврические племена, подчинявшиеся Боспорскому царству. Когда на камнях стали терпеть крушение торговые корабли, обитатели полиса решили построить маяк. Дальнейшая судьба объекта неизвестна, но есть предположение, что маяк был разрушен. Это привело к тому, что в Средние века суда продолжали разбиваться на рифах мыса Ильи.

В 19 веке погибли сразу два больших корабля — «Владимир» и «Великий князь Константин». В 1890 году в Севастополь переехала главная военно-морская база Черноморского флота. Город превратился в военную крепость, и нужно было переносить торговый порт. Выбор пал на Феодосию. Бухта здесь очень удобная, но проход затрудняли рифы в окрестностях мыса Ильи.

В 1894 году экипажу корабля «Ингул» было поручено вычислить место для установки фонаря. Главной проблемой долгое время оставался финансовый вопрос. В 1897 году финансировать постройку пожелала Евдокия Рукавишникова. Дирекция маяков разработала чертежи сооружения и поручила руководить проектом технику Алексею Полонскому. Вот ещё несколько интересных фактов о достопримечательности:

  1. Ильинский маяк в Феодосии был достроен в 1898 году.
  2. Внутри использовалось световое оборудование категории «шведский огонь».
  3. Первое извещение о работе фонаря моряки получили в 1899 году.
  4. Изначально сооружение было деревянным.
  5. Огонь был переменным, с зелеными и белыми миганиями.

В 1912 году объект подвергся реконструкции. Маячная будка и козлы стали металлическими, мощность осветительного аппарата повысилась. Колокол был заменен пневматической сиреной. В годы ВОВ строение было вновь разрушено. Нынешняя капитальная постройка датируется 1955 годом.

Почему это место притягивает туристов

Интересный факт: не имеет. Во всех путеводителях объект упоминается в связке с мысом, на котором его установили. Сейчас достопримечательность предстает в виде белой пятнадцатиметровой башни, верхушку которой венчает фонарный цилиндр. В 2006 году внутри цилиндра поставлен светооптический модуль, увеличивающий яркость свечения.

Башня маяка видна из любой точки Феодосийского залива. Относительно уровня моря высота объекта составляет 65 метров. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, который может работать автономно на протяжении многих дней. Каждые три секунды появляется белесый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. Вот главные причины для посещения объекта:

  1. Это красивая постройка, поддерживающая дух приморского городка.
  2. В кинокартине «Такие красивые люди», снятой в 2013 году, маяк появляется в кадре.
  3. Ночью полукруглые оконные проемы, освещенные изнутри, выглядят завораживающе.
  4. К башне регулярно устраиваются экскурсии.
  5. С мыса открывается шикарный вид на бухту.

Деятельностью маяка управляет миниатюрный компьютер. Комната управления обшита дубовой филенкой. Чтобы попасть из комнаты в фонарное сооружение, необходимо выбраться на вертикальный трап. Отметим, что между Новороссийском и Одессой насчитывается 18 маяков. Из них только четыре по своему уровню могут сравниться с главной достопримечательностью Феодосии.

Фонарь считается стратегическим объектом и тщательно охраняется. Чтобы проникнуть внутрь, вам потребуется специальное разрешение. На территории объекта есть памятная доска, посвященная Евдокии Рукавишниковой. Евгения Гиппиус, внучка женщины-мецената, попросила установить этот знак городские власти.

Полезная информация

Собрались посетить Ильинский маяк в Феодосии , а как добраться не знаете? Эта достопримечательность удалена от исторического центра и привычных туристических маршрутов. От Музея свободного полета на собственном автомобиле вам придется ехать 20-25 минут. По дороге вам встретятся Музей Цветаевых и Башня Константина.

Общественный транспорт регулярно ходит к мысу Ильи. Прибыв на автовокзал, отправляйтесь к ближайшей автобусной остановке. Садитесь на маршрутки № 14, 15, 1 и 2А — все они следуют в направлении остановочного пункта «Городская больница». Покинув маршрутное такси, шагайте по Корабельному переулку, пока не упретесь в СПК «Маяк».

Дальше начинается открытая местность, и вам придется идти по грунтовке. Это извилистая тропа, протянувшаяся на полтора километра в сторону мыса. Ориентиром вам послужат военные укрепления, раскинувшиеся неподалеку. Многие путешественники приезжают на мыс в ночное время, чтобы сделать красивые фотографии освещенного изнутри маяка. Ежегодно в Интернете появляются сотни изображений белокаменной башни, указывающей путь капитанам дальнего плавания.

большая история маленького мыса

Горы Крыма Май 27, 2014

Мыс Святого Ильи является самой крайней восточной оконечностью Главной гряды Крымских гор, дальше на восток начинается Феодосийский залив.

У подножия мыса, на берегу, среди каменных глыб и отвесных скал любители минералогии могут найти интересные образцы белоснежного кальцита, друзы и щеточки коричневого минерала анкерита, голубоватого стронцианита.

Тропа на мыс Ильи ведет мимо разрушенного дзота, последнего свидетеля прошедшей войны, и поднимается к зеленому оазису, где расположен маяк.

Выше маяка, на юго-запад, на одной из платообразных вершин мыса находилась древняя греческая церковь в память св. Ильи, где ежегодно 20 июля на престольный праздник совершалось торжественное богослужение. По преданию церковь была посвящена рыбакам, чудом спасшимся от гибели во время бури у берегов мыса.

Существует и феодосийская легенда о том, как моряк-купец Илья Тамара дважды потерпел кораблекрушение у берегов мыса св. Ильи. Видя близкую гибель, Тамара молил пророка Илью смягчить свой гнев, утихомирить бурю. В своей молитве он обещал в случае благополучного исхода построить на мысе храм.

Огненная молния рассекла грозное небо, опалила воздух, озарила корабли и скалы, в последний раз скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна, стихла буря, в стороне зажглись каффинские огни...

Тамара сдержал обещание и построил на горе храм. Сколько он простоял — неизвестно, но уже в 1816 году на месте деревянного храма была возведена часовня св. Ильи. Рядом, у кромки мыса находилось кладбище Общества Красного Креста.

В сентябре 1861 года Феодосию посетил император Александр II. После литургии в Николаевской соборной церкви, осмотра военного госпиталя, археологического музея, армянского халибовского училища и древностей города, Александр II поднялся верхом на лошади к вершине горы и посетил часовню св. Ильи.

В 1854 году И.К. Айвазовский совместно с князем-археологом Сибирским во время археологических раскопок на мысе Ильи недалеко от часовни при раскопке кургана среди многих предметов быта обнаружил изумительные по своей красоте женские золотые серьги (IV век до н.э.).

Эта находка вошла в мировую науку под названием «Феодосийские серьги» (находится в Эрмитаже). Эти филигранные серьги являются замечательным образцом художественной культуры Эллады, по-видимому, привозная работа.

Диаметр щитка — 2,5 см. Невооруженному глазу разглядеть детали невозможно. И вот, вооружившись лупой, глазу открывается монументальная композиция: Ника, богиня победы правит колесницей, в которую впряжена четверка скачущих коней.

Древний художник проявил, окрыленную вдохновением, фантазию при создании подлинного произведения искусства. Это читается и в орнаменте серег, и во всей их композиции. То, как мастер передал стремительное движение в фигурках крохотный коней ясно говорит о его изумительной «сноровке».

Бессильны воспроизвести эти серьги оказались лучшие современные ювелиры. Какой-то секрет «микротехники», очевидно, утрачен.

Среди находок в курганах мыса Ильи — различные статуэтки из терракоты, античные монеты и амфоры, расписные вазы, покрытые позолотой и разноцветными красками.

Вот как выглядят на январь 2014 года оборонительные укрепления на мысе Святого Ильи в Феодосии. Грустно смотреть как вандалы-строители планомерно разрушают памятники истории.





Если смотреть на географическое расположение, то с одной стороны Феодосия граничит с курортным поселком Береговое, а с другой стороны прикрыта хребтом Тепе-Оба. Он защищает город от сильных ветров, а также замыкает собой главную гряду Крымских гор, растянутых от Севастополя до Мыса Святого Ильи в Феодосии.

Сегодня я расскажу о том, как лучше всего добраться до мыса и что интересного можно там увидеть.

Мыс Святого Ильи, - это самая выпирающая часть хребта Тепе-Оба. Тепе-Оба в переводе с крымскотатарского означает вершина горы или конец гор. Так и есть, можно смело сказать, что в Феодосии горы кончаются, или наоборот начинаются. Кому как больше нравится.

Только потом за Керченским проливом, на Таманском полуострове они соединятся с цепью Кавказских гор.

За Феодосией можно встретить только равнины и поля, уходящие за горизонт.

На мыс Ильи лучше всего добираться на машине.
Дорога плохого качества, в основном проселочная.

Доехав до мыса, открылся замечательный вид на Феодосийский залив.
Я припарковал машину и решил прогуляться.

Сверху видно на много километров вперед!

Хорошо видны соседствующие с Феодосией поселок Береговое и поселок Приморский:

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму.
Феодосийского залива с Мыса Ильи в большем разрешении 2500px

Кстати, с моря мыс Ильи выглядит так:

Вдоль дороги на склонах красиво цветут дикие огурцы Каперсы.

Внизу в бухте рыбаки расставляют сети и ловят рыбу.

Сейчас полным ходом идет строительство элитной недвижимости.

В период войны, на мысе были построены доты, удерживающие осаду противника.
Их раскопали, и они торчат из-под земли.

Название мыса Святого Ильи, связано с легендами:

На самом высоком месте мыса когда-то давно был древний храм. Феодосийская легенда рассказывает о моряке, которого звали Илья Тамар, дважды он потерпел у мыса кораблекрушение в день Ильи Пророка. Оба раза просил богов о прощении. И оба раза являлся ему Илья Пророк и спасал его от гибели.

После этого он построил здесь церковь во имя Святого Ильи Пророка.

С этого момента это место и стало называться мысом Святого Ильи.

Если присмотреться на западную часть Феодосийского залива, то именно у скалистого мыса Ильи создается сильная иллюзия для приходящих кораблей. Мыс Ильи как бы прикрывает вход в гавань. И не всегда это можно четко определить и понять. В период осенне-зимних штормов здесь часто тонули корабли. Появилась необходимость обозначить опасное место.

17 февраля 1899 года был построен маяк на оптической шведской системы Линдберга.
Его так и назвали Ильинский Маяк. Он был далек от теперешнего современного, зато очень помог сориентировать корабли и впоследствии обезопасил их от крушения.

Фото Маяка 1899 года.

Сейчас же маяк выглядит иначе:

Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как Феодосийский, – всего 4.

Проход на территорию к маяку запрещен.

Я прошел параллельно вдоль территории маяка, чтобы посмотреть на противоположный берег.

Там нет спуска вниз, но передо мной открылся очень красивый вид на Двуякорную бухту и поселок Орджоникидзе.

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму
Двуякорной бухты с Мыса Ильи в большем разрешении 2500px

Я смотрел и любовался бухтой. Слева от меня находился маяк.

Справа в 50 метрах забор и огороженная военная территория.
А возле меня паслись козы.

Наверху кое-где росли одинокие деревья.

Это отличное место, куда не водят экскурсий.
С мыса, как я уже говорил, открывается прекрасный вид, отсюда виден весь Феодосийский залив.

Тут ощущается прохлада. С моря дует очень чистый воздух, которым хочется дышать полной грудью.

Я побыл еще некоторое время на мысе.
Потом я сел в машину и на закате спускался вниз....

Ильинский маяк далек от стандартных туристических маршрутов по Крыму. Сюда редко организуют экскурсионные туры. Однако год за годом это место все больше привлекает особо любопытных путешественников, готовых сойти с проторенных дорог. Ничего удивительного, ведь у маяка интересная история, а с земли, на которой он расположен, открывается необыкновенно красивый вид на море.

Примечательно, что у этой достопримечательности Феодосии нет конкретного адреса. Маяк находится на мысе Святого Ильи на южном побережье Крыма, в западной части Феодосийского залива.

В древние времена

Мыс издавна представлял угрозу для кораблей. Здесь часто гуляют сильные ветра, в осеннее и весеннее время бывают туманы, а весь берег окружен скалами и рифами, которые трудно заметить. Еще с древних времен в истории осталось немало упоминаний о суднах, потерпевших крушение в этих местах. Поэтому уже тогда жители Феодосии задумывались о необходимости ориентиров, которые были бы заметны с дальнего расстояния.

За несколько столетий до нашей эры территорию Феодосии занимали греки. На тогда еще безымянном мысе они выстроили небольшой храм. Постройка служила не только религиозным целям. Она также была указателем для проходящих кораблей. Судя по всему, разрушен храм был тоже в древности. Потому что морские суда продолжали разбиваться о скалы.

Гораздо позже, в XVIII-XIX веках, здесь была построена часовенка. Кто именно ее построил, неизвестно. Существует легенда, что во время сильного шторма рядом с мысом Святого Ильи терпел крушение корабль богатого купца. Когда надежды на спасение уже не оставалось, купец начал молиться и ему явился сам Святой Илья. Купец пообещал Святому построить часовню, если выживет. Он пережил бурю, но забыл данное обещание. И спустя несколько лет в этих же местах корабль все того же купца вновь терпел бедствие. Пережив одно и то же событие второй раз, торговец все-таки сдержал свои слова и построил часовню. Сейчас от нее остались только руины.

История Ильинского маяка

Сам Ильинский маяк начинает свою историю с 1890 года. В этот год из Николаева в Севастополь была передислоцирована главная военно-морская база Черноморского флота. А торговый порт был перенесен в Феодосию, так как бухта здесь очень удобная для стоянки. Однако свободному проходу судов, идущих с запада, препятствовали рифы в окрестностях мыса Святого Ильи. Не проходило и года без очередного повреждения или крушения. Самые известные случаи — крушение пароходов «Великий Князь Константин» и «Владимир», которые унесли жизни большого количества людей. Все это заставило Дирекцию маяков задуматься о строительстве путеводной башни. Однако денег на финансирование не было, поэтому реализацию затеи были вынуждены отложить.

Но все решило стечение обстоятельств, и строительство все-таки состоялось. В тот период из Москвы в Феодосию приехали супруга статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова и ее 19-летний сын Николай. Молодой человек был тяжело болен туберкулезом, прогнозы врачей были неутешительными. Однако морской воздух сотворил чудо — юноша излечился. В знак благодарности Евдокия Николаевна, которая не раз слышала от местных капитанов о постоянных кораблекрушениях, приняла решение построить маяк на собственные сбережения.

Осенью 1897 года в Дирекцию маяков пришло заявление, в котором Рукавишникова выразила желание профинансировать строительство. Имеющиеся у нее средства были весьма скромными, но их хватило, чтобы построить деревянную будку, установленную на козлах. В будке установили швейцарскую систему освещения Линдберга, которая поочередно мигала зеленым и белым цветами. Сооружение маяка и дома для смотрителя было закончено в 1899 году. Чуть позже рядом с маяком был установлен колокол, с помощью которого подавались звуковые сигналы при ухудшении видимости. Постройку хотели назвать в честь Евдокии Николаевны, но она настояла на том, чтобы закрепить название «Ильинский маяк». Только совсем недавно на территории маяка разместили памятную табличку, посвященную Евдокии Николаевне Рукавишниковой. Об этом городские власти попросила ее внучка Евгения Гиппиус.

В 1910-1912 годах маяк был реконструирован: колокол заменили на звуковую сирену, будка и козлы стали металлическими. В таком виде он профункционировал до начала 40-х годов. В годы Великой Отечественной войны Ильинский маяк был разрушен. Поговаривают, что русским солдатам пришлось специально взорвать его, чтобы уничтожить немцев, сидевших в окопах рядом с сооружением.

Маяк в наше время

Новый маяк был построен лишь в 1955 году. И с тех пор внешне остается нетронутым. Теперь это 15-метровая белая башня с окнами в 3 яруса. Относительно уровня моря высота маяка составляет 65 метров. Так что верхушка видна из любой точки Феодосийского залива. Удобные лестницы ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филенкой. Отсюда открывается вид на всю подответственную зону. И только из маячной комнаты по вертикальной лестнице можно попасть на самый верх, к фонарю. В 2006 году на верхушку был установлен современный светооптический модуль из светодиодов. Светодиоды питаются энергией от кварцевого генератора, способного работать автономно много дней подряд. Каждые три секунды появляется белый проблеск, пауза между сигналами составляет 6 секунд. А управлением всей деятельностью маяка теперь занимается компьютер. Электроника позволила не проводить каждый час метеорологические измерения. Встроенная мини-ЭВМ без человеческого участия выдает все необходимые погодные показатели в режиме реального времени.

Историю маяка до середины XX столетия сохранила в своих личных записях Евдокия Константиновна, дочь тех самых Рукавишниковых. В 1947 году она рассказала ее в письме начальнику Гидрографической службы Черноморского флота. Все эти годы дочь Евдокии Николаевны следила за судьбой Ильинского маяка и несколько раз посещала его с мужем. Скорее всего, без ее письма мы бы уже никогда не узнали, кому Крым обязан столь важным объектом.

Территория вокруг маяка еще недавно была открыта. Сейчас, чтобы попасть за ограду и в саму башню, нужно получить разрешение от охраны. В постройках рядом с маяком можно зайти в небольшой импровизированный «музей», в котором собраны экспонаты, связанные с историей постройки. Если позволяет время, стоит задержаться у маяка до наступления темноты. В это время белая башня выглядит особенно привлекательно. Освещенные изнутри оконные проемы завораживают смотрящих.

Несмотря на небольшую известность, маяк успел попасть в кадр кинокамер. В 2013 году здесь проходили съемки эпизода картины режиссера Дмитрия Моисеева «Такие красивые люди».

Что же касается прямого назначения? Ильинский маяк продолжает функционировать и по сей день, указывая кораблям путь в Феодосию.

Как добраться до Ильинского маяка

Добраться до маяка по суше можно несколькими способами:

  1. На автомобиле. Дорога от Музея свободного полета займет около 25 минут. GPS-координаты: N 45.012644, E 35.42197.
  2. На такси. Как подъехать к Ильинскому маяку в Феодосии знает каждый водитель.
  3. Общественным транспортом (но часть пути нужно будет проделать пешком). На автовокзале следует сесть на маршрутку под номером 1, 2а, 14 или 15 и доехать до остановки «Городская больница». Далее пешком двигаться по Корабельному переулку до СПК «Маяк», после которого начнется открытая местность. Около 1,5 километров по извилистой грунтовой дороге до мыса. В качестве ориентиров послужат военные укрепления, расположенные вблизи маяка.

Если смотреть на географическое расположение, то с одной стороны Феодосия граничит с курортным поселком Береговое, а с другой стороны прикрыта хребтом Тепе-Оба. Он защищает город от сильных ветров, а также замыкает собой главную гряду Крымских гор, растянутых от Севастополя до Мыса Святого Ильи в Феодосии.

Сегодня я расскажу о том, как лучше всего добраться до мыса и что интересного можно там увидеть.

Мыс Святого Ильи, — это самая выпирающая часть хребта Тепе-Оба. Тепе-Оба в переводе с крымскотатарского означает вершина горы или конец гор. Так и есть, можно смело сказать, что в Феодосии горы кончаются, или наоборот начинаются. Кому как больше нравится.

Только потом за Керченским проливом, на Таманском полуострове они соединятся с цепью Кавказских гор.

За Феодосией можно встретить только равнины и поля, уходящие за горизонт.

На мыс Ильи лучше всего добираться на машине.
Дорога плохого качества, в основном проселочная.

Доехав до мыса, открылся замечательный вид на Феодосийский залив.
Я припарковал машину и решил прогуляться.

Сверху видно на много километров вперед!

Хорошо видны соседствующие с Феодосией поселок Береговое и поселок Приморский:

Кстати, с моря мыс Ильи выглядит так:

Вдоль дороги на склонах красиво цветут дикие огурцы Каперсы.

Внизу в бухте рыбаки расставляют сети и ловят рыбу.

Сейчас полным ходом идет строительство элитной недвижимости.

В период войны, на мысе были построены доты, удерживающие осаду противника.
Их раскопали, и они торчат из-под земли.

Название мыса Святого Ильи, связано с легендами:

На самом высоком месте мыса когда-то давно был древний храм. Феодосийская легенда рассказывает о моряке, которого звали Илья Тамар, дважды он потерпел у мыса кораблекрушение в день Ильи Пророка. Оба раза просил богов о прощении. И оба раза являлся ему Илья Пророк и спасал его от гибели.

После этого он построил здесь церковь во имя Святого Ильи Пророка.

С этого момента это место и стало называться мысом Святого Ильи.

Если присмотреться на западную часть Феодосийского залива, то именно у скалистого мыса Ильи создается сильная иллюзия для приходящих кораблей. Мыс Ильи как бы прикрывает вход в гавань. И не всегда это можно четко определить и понять. В период осенне-зимних штормов здесь часто тонули корабли. Появилась необходимость обозначить опасное место.

17 февраля 1899 года был построен маяк на оптической шведской системы Линдберга.
Его так и назвали Ильинский Маяк. Он был далек от теперешнего современного, зато очень помог сориентировать корабли и впоследствии обезопасил их от крушения.

Фото Маяка 1899 года.

Сейчас же маяк выглядит иначе:

Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как Феодосийский, – всего 4.

Проход на территорию к маяку запрещен.

Я прошел параллельно вдоль территории маяка, чтобы посмотреть на противоположный берег.

Там нет спуска вниз, но передо мной открылся очень красивый вид на Двуякорную бухту и поселок Орджоникидзе.

Я смотрел и любовался бухтой. Слева от меня находился маяк.

Справа в 50 метрах забор и огороженная военная территория.
А возле меня паслись козы.

Наверху кое-где росли одинокие деревья.

Это отличное место, куда не водят экскурсий.
С мыса, как я уже говорил, открывается прекрасный вид, отсюда виден весь Феодосийский залив.

Тут ощущается прохлада. С моря дует очень чистый воздух, которым хочется дышать полной грудью.

Я побыл еще некоторое время на мысе.
Потом я сел в машину и на закате спускался вниз...