Как летит самолет через воздушные ямы. Почему образуются воздушные ямы

Многим из тех, кто летал на самолете, знакомы действующие на нервы подъемы и падения, вызванные воздушными ямами. Сильные восходящие и нисходящие вихри, создающие воздушную яму, образуются при разрыве плавного потока воздуха перепадами температуры или изменением внешних условий.

Различия в температуре воздуха объясняются тем, что участки земной поверхности излучают разное количество тепла. Воздух над дорогами и песками, например, нагревается гораздо быстрее, чем над лесами или озерами. Восходящие потоки формируются в довольно теплом воздухе, в то время как нисходящие могут появляться и в холодном воздухе. Даже когда температуры приближены друг к другу, горы и высокие здания, препятствующие плавному прохождению воздуха, могут стать причиной воздушных воронок. Вихри и воронки образуются в том воздухе, который преодолел эти препятствия.

Неподвижное вихревое облако над верхушкой вулкана обозначает границу между холодным воздухом и направленным вверх теплым. Подобные облака - признаки тепловой турбулентности.

Высокие здания могут становиться причиной воздушных воронок, стоя на пути устойчивых поверхностных ветров. На фото сверху струи дыма изображают движение воздуха вокруг макетов низкого (вверху) и высокого (внизу) зданий. В обоих случаях ветер, ударившись о здание, отражается под углом вверх. Некоторые горы направляют подобным образом воздушный поток.

Воздушные воронки над различными типами местности

Реактивный самолет, пролетая над разнородной поверхностью (справа), может провалиться в тепловую воздушную воронку. Значительные восходящие потоки, отмеченные облаками, возможны над крупными песчаными участками почвы, быстро нагревающимися на ярком солнце. Леса и реки нагреваются гораздо медленнее, и поэтому над этими участками поверхности иногда наблюдаются нисходящие потоки. Перемежение участков ясного неба и облаков может предупреждать о предстоящем резком подъеме.

Воронка в ясном небе

Ясное небо, как правило, спокойно, но в верхней части атмосферы встречаются исключения. Рядом с реактивным потоком полярного фронта и в ясную погоду часто появляется воздушная воронка высотой примерно 10 км высотой. Здесь, где сталкиваются холодная камера полярной циркуляции и более теплая камера Феррела, в тропопаузе воздушные массы движутся с разными скоростями, в результате чего могут отмечаться сильные вихри.

Горные атмосферные волны

Глубокая горная воздушная воронка может возникнуть в случае, когда сильные ветры движутся над горной грядой и вверх, а затем оказываются под устойчивым воздушным слоем на высоте примерно 3000 м над вершиной и, отклонившись к востоку, обрушиваются вниз, а затем образуют вихрь и направляются вверх. Выпуклые облака над горной грядой - признак наличия горных волн, которые обычны над Скалистыми горами.

Пассажиры самолета Москва-Бангкок пострадали в воздухе, борт «Аэрофлота» попал в воздушную яму

Порядка двух десятков россиян, отправившихся на отдыха в Таиланд, оказались в больницах Бангкока после приземления рейса «Аэрофлота» из Москвы. Оказалось что во время полета борт попал в воздушную яму, что и стало причиной травмирования пассажиров. С ситуацией уже разбирается российское посольство.

Как сообщил источник в Таиланде, российский Boeing 777 попал в воздушную яму неожиданно, еще до начала снижения. В это время еще обязательной команды пристегнуть ремни для пассажиров не поступало, поэтому многие из них были не пристегнуты, кто-то вообще передвигался по салону. В результате сильного толчка самолет сместился на 100-200 метров, а часть пассажиров выкинуло в проход между креслами. При падении они и получили травмы. При этом от удара включился аварийный режим и над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски.

Как передает «Интерфакс» в основном пострадали те пассажиры, которые находились в хвостовой части самолета. После посадки самолета незамедлительно были отправлены в больницу те пострадавшие, кто получил серьезные травмы, включая переломы. Вопрос с госпитализацией остальных пострадавших сейчас решается.

Всего на борту находилось более 300 человек, посадка прошла в штатном режиме, среди экипажа пострадавших не было. В настоящее время борт уже вылетел в Москву обратным рейсом.

В сообщении на сайте «Аэрофлота» говорится, что рейс SU270 Москва-Бангкок попал в воздушную яму за 40 минут до посадки. При этом сообщается, что это была так называемая «Турбулентность ясного неба», которая возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью и метеорологический локатор не может уловить ее приближение. Поэтому экипаж не мог заранее предупредить пассажиров об этой опасности. В сообщении также говорится, что ежегодно в мировой гражданской авиации фиксируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе.

В свою очередь агентство РИА «Новости» передает, что по данным дежурного консула посольства России в Таиланде, пассажиры самолета из Москвы получили «переломы, ушибы, вывихи, сейчас они находятся в больнице». В лечебное учреждение приехали и сотрудники российского посольства, включая заведующего консульским отделом.

Посольство РФ в Таиланде открыло горячую линию после того, как самолет «Аэрофлота», выполнявший рейс Москва-Бангкок, попал в сильнейшую зону турбулентности. В результате инцидента, по последним данным, пострадали 25 человек.

«Сотрудники посольства уже находятся в больнице, туда же направлен переводчик», - цитирует ТАСС посла РФ в Таиланде Кирилла Барского. Он сообщил, что всю информацию можно получить, обратившись по телефону российской дипмиссии в Бангкоке +66-2-223-498-24

По словам очевидцев, когда самолет попал в воздушную яму, многие были не пристегнуты или стояли в проходах между креслами - именно эти пассажиры получили самые серьезные травмы. По словам Барского, компания «Аэрофлот» выплатит компенсацию всем пострадавшим.

Текст: Михаил Верный,

19.02.2018, 12:56

Передвигаясь на земле большинство людей чувствуют себя спокойно и уверено. Заметив яму на дороге можно оценить ее размер, глубину, предугадать опасность, которую она представляет, принять необходимые меры предосторожности. В воздухе ситуация иная, люди испытывают тревогу. Наиболее пугающими кажутся воздушные ямы при полете, так как неизвестность и отсутствие контроля над ситуацией основные факторы страха. Что это за явление воздушные ямы, откуда они берутся, их особенности и насколько глубоко можно провалиться в них расскажем подробнее. Турбулентность

Пассажиров пугает когда самолет внезапно начинает подбрасывать и трясти - это физическое явление называют турбулентностью. Она абсолютно неопасна. Существуют различные виды турбулентности. При прохождении воздушного судна через некоторые виды облаков может ощущаться лёгкая тряска. Это и есть воздушные ямы. Эти явления абсолютно неопасны. Скопления грозовых туч могут подвергнуть лайнер более серьезным нагрузкам. Однако подобные зоны легко выявляются локатором. Пилот не полетит в область с грозовыми тучами, он их постарается обогнуть. Перед каждым рейсом летчик в обязательном порядке проходит брифинг и узнает сводку погоды. Также другие воздушные суда рассказывают по рации о зонах болтанки, так летчики между собой называют воздушные ямы и турбулентность, и экипаж вносит коррективы в маршрут.

Как влияет профессионализма экипажа на комфортность перелета?

Тряска и ее сила не зависят от навыков, опыта или квалификации пилота. Большую часть перелета судно пилотирует автопилот. Повлиять на силу болтанки могут размеры и скорость самолета. Так пассажиры больших авиалайнеров в меньшей степени ощущают турбулентность и воздушные ямы.

Стоит ли бояться воздушных ям, зон турбулентности?

Влияние турбулентности и воздушных ям в обязательном порядке учитывается при конструировании самолётов. Конструкция воздушного судна успешно справляется с нагрузками подобного рода. Поэтому, несмотря на неприятные ощущения, описанные явления неопасны для людей, находящихся на борту.

Меры предосторожности

Турбулентность и воздушная яма в самолете неопасны. Несмотря на болтанку и потерю высоты все технические системы судна будут работать в штатном режиме. Однако во время тряски люди могут терять равновесие, падать, травмироваться. Это основная угроза, которую несут ямы в воздухе. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности и выполнять команды экипажа. Обязательно выполняйте распоряжения «Вернитесь на место», «Пристегните ремни безопасности». Во время болтанки оставайтесь на своём месте. Эти простые предосторожности помогут избежать проблем.

При попадании самолета в воздушную яму пассажиру кажется что лайнер падает. На самом деле это обман собственного организма, в реальности самолет смещается меньше чем на метр. Ощущение глубоко провала возникает по причине того, что вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам и не может корректно реагировать. Так же из-за скорости все движения ощущаются особенно сильно, как например, по-разному ощущается пересечение «лежачего полицейского» на скорости в 10 и в 80 км/час. То есть размер препятствия не меняется, меняется скорость, и она меняет ощущения.

Подводя итоги

Готовясь к полету, помните о том, что современные самолеты - безопасный транспорт. Их конструкция учитывает все возможные внешние нагрузки. Поэтому бояться тряски не стоит. Воздушные ямы, турбулентные потоки - естественные широко распространенные явления, не несущие ни малейшей угрозы лайнеру и здоровью пассажиров.

В этой статье рассмотрим почему самолет может попасть в "болтанку" и чем турбулентность отличается от воздушных ям.

Турбулентность и попадание самолета в воздушную яму - не самые приятные моменты полета, но запоминаются они надолго. При попадании в воздушную яму, самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.

Иллюстрация к описанию сравнения воздушной ямы


Это происходит из за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком рискует попасть в воздушную яму (см картинку ниже).

Попадание самолета в воздушную яму


Турбулентность - это беспорядочные потоки воздуха, та самая "болтанка". Беспорядочные - потому что они часто меняют свое направление потока и это может быть связано с некоторыми факторами:
  • Изменение атмосферного давления
  • Различная температура встречаемых воздушных масс
  • Струйное течение воздуха
  • За горами, воздух выталкивается на высоту из за гор (см. рисунок)

Образование турбулентности


При попадании в турбулентность советую не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация конечно не приятная, но бояться ее не стоит. Желаю Вам приятных полетов!

Путешествия

Что такое воздушная яма? Полет на самолете

20 января 2016

С земли может казаться, что облака - это сгустки ваты. Но в такое могут поверить только дети. На самом же деле облака образуются благодаря скоплению миллионов капель воды. Иногда даже самая безобидная, казалось бы, облачность вызывает сомнения у пилотов.

Раньше полет на самолете был полностью подвластен интуиции, удаче и опыту капитана. Сегодня же безопасность полетов вышла на более высокий уровень, благодаря развитию авиапромышленности. Однако ни один, даже самый опытный, пилот не может застраховать самолет от попадания в грозовые тучи, где его, как правило, ждет и молния, и град, и воздушная яма. Что же это за явление и стоит ли его бояться?

Что такое турбулентность?

Пилоты называют это явление «болтанкой». Некоторые говорят, что это воздушная яма. Самолет шатает из стороны в сторону, а иногда складывается такое впечатление, что он как-будто подпрыгивает и размахивает крыльями.

Удивительно, но турбулентность может возникнуть, не только когда самолет попадает в облачную зону. Существует такое понятие, как турбулентность ясного неба. Но если погода безветренная, давление и влажность в норме, то температура равномерно распределяется в воздухе. Это идеальные условия для безопасного полета. А если на небе есть облака, то это уже показатель того, что существуют перепады температуры. Восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Особенно воздушная яма, точнее попадание в нее, ощущается во время полета над горами, океанами или морем. Но сильно бояться этого явления не стоит, так как современные самолеты изначально спроектированы с учетом всех этих моментов.

В чем опасность турбулентности?

«Болтанка» - явление не из приятных, но для самолета она абсолютно безопасна. Практически все летчики в этом убеждены. Но тем не менее, попадая в зоны турбулентности, они тут же стремятся покинуть их. Как правило, случайного захода в зону «болтанки» не бывает. Пилоты заранее готовятся к возможным сложностям в полете. Поэтому у них в запасе всегда имеется пара дополнительных маршрутов обхода.

Следует знать, что это явление самолету не может причинить никакого вреда. Он не поломается, не развалится и не взорвется. А вот пассажирам в такой обстановке приходится нелегко. Особенно могут пострадать те, кто по тем или иным причинам не пристегнул ремни. В таком случае можно даже серьезно травмироваться.

Истина или миф?

Большинство пассажиров считают, что попадание в зону турбулентности полностью зависит от мастерства пилота. Но, к сожалению, ни навыки, ни опыт, ни квалификация последнего никак на это не могут повлиять. На степень тряски оказывают влияние исключительно атмосферные условия, а также вес самого самолета. Тяжелые машины в большей степени защищены от этого явления. Точнее сказать, тряска в них ощущается не так сильно.

Пассажирам следует знать, что экипаж самолета всегда действует по нормативу. Иногда принимается решение о вынужденной посадке самолета. Однако это совсем не означает, что судно неисправно. По правилам безопасности, экипаж имеет право посадить самолет из-за неблагоприятных метеоусловий.

Правила поведения в самолете

Поскольку турбулентность - естественное явление во время полета, и воздушные ямы при полете также часто встречаются, то лучше знать, как правильно действовать, чтобы не травмироваться. В некоторых случаях на ситуацию повлиять невозможно, но минимизировать риски получения серьезных увечий все же можно.

  1. Не стоит покидать посадочное место при вхождении в зону турбулентности.
  2. Багаж, находящийся на верхних полках, должен быть хорошо закреплен.
  3. Отстегивать ремни безопасности во время тряски строго запрещено.
  4. Следует выполнять все указания персонала.

Воздушная воронка - что это такое?

Иногда турбулентность возникает от того, что самолет попадает в область пониженного давления. Чем же опасны подобные явления?

Конечно же, понятие «воздушная яма» носит абстрактный характер. Почему? В воздухе не может быть ям. Но тем не менее от резких перепадов давления самолет начинает внезапно падать вниз. Однако это только так ощущается. На самом деле самолет попадает в нисходящий воздушный поток, который своей силой тянет его вниз. При этом происходит снижение скорости подъема. Затем происходит обратный процесс. Самолет попадает в восходящий поток воздуха, который выталкивает его вверх. Ощущения от всего происходящего крайне неприятные. Однако избежать подобного явления практически невозможно, так как природу нельзя контролировать. Единственное, что могут сделать люди, так это повысить прочность конструкции, тщательно проверить крепления и механизмы, чтобы самолет достойно справился с непростой ситуацией.

Что делать, если самолет попал в воздушную яму?

Для начала, не стоит впадать в панику. Явление это распространенное, без него не обходится ни один полет над горами или Тихим океаном. Однако пассажиры должны к нему внутренне подготовится. Не следует перед полетом и во время него употреблять алкогольные напитки. По возможности следует отказаться от приема лекарственных средств. Во время полета не стоит ничего читать. Лучше пить воду с лимоном, чтобы справится с чувством тошноты. Самолет при попадании в воздушную яму особо не пострадает, так как по всем правилам к полету допускаются только полностью исправленные летательные аппараты. В мире известно только несколько случаев авиакатастроф из-за попадания самолета в воронку, однако они все же есть. В таком случае лучше с молитвой преодолевать воздушные ямы. Катастрофы иногда удается избежать, как утверждают очевидцы. Но не всегда пилот может справиться с управлением, и случается настоящая беда.

Как минимизировать риски при полете?

Поскольку попадание в воздушную яму в некоторой степени связано с погодными условиями, то, прежде чем совершить полет на самолете, лучше изучить, как можно минимизировать риск возникновения некомфортных условий.

  1. Осуществлять полет лучше всего в начале дня. Как правило, ветер, буря, гроза или град в утреннее время маловероятны.
  2. По возможности следует выбирать рейсы без промежуточных посадок.
  3. Нужно изучить прогноз погоды в тех местах, через которые будет пролетать самолет.
  4. Узнайте номера гостиниц в тех городах, через которые будет совершаться полет на самолете. Если вдруг будет вынужденная посадка, можно быстро забронировать номер в ближайшем отеле.
  5. Крупные самолеты менее опасны. Даже при сильной тряске внутри них находиться достаточно комфортно. Поэтому перед полетом следует изучить, какие типы самолетов предлагают те или иные авиакомпании.
  6. Следует выбирать рейсы, которые часто летают по нужному маршруту. В этом случае более вероятен благоприятный исход, если что-то пойдет не так.