Нормандия (корабль). Гибель "Нормандии" - Катастрофы на воде

Спустя десятилетие после завершения Первой мировой войны возобновилась конкуренция компаний-трансатлантических операторов. Гонка за скоростью и размерами лайнеров, которая привела к появлению огромных «Уайт Стар лайн» и «Френч лайн», самой быстрой в мире «Мавритании» и фешенебельного «Иль де Франс», вышла на новый виток.

Вступление Франции в гонку за Атлантику

В тридцатых годах двадцатого века среди судовладельцев и судостроительных компаний распространились слухи, что французская CGT, которая ранее делала ставку только на роскошь и комфорт, а не технические характеристики, намеревается построить суперлайнер. Компания обратилась к верфи в Сен-Назере на где был построен «Иль де Франс». Инженеры решили, что новое судно будет просто увеличенной версией спущенного на воду в 1926 году.

Гениальный проект русского судостроителя

Судьба нового флагмана изменилась благодаря русскому конструктору Владимиру Юркевичу, который предложил революционную конструкцию корпуса. Инженер-судостроитель ранее спроектировал корпусы четырех линейных крейсеров для российского флота, которые остались недостроенными, скорее всего, из-за революции 1917 года. Юркевичу удалось убедить руководство CGT в целесообразности сотрудничества только при помощи высокопоставленных друзей.

Сложности на этапе проектирования

По спецификациям русского инженера была реализована модель. Проверка показала, что проект Юркевича был намного эффективнее, чем любой корпус, построенный ранее. Французским инженерам стало понятно, что будущее судно не будет нуждаться в большом количестве лошадиных сил. Но необходимость разгоняться до 30 узлов требовала выбора мощного и экономичного двигателя, что представляло проблему для производителей. В результате вместо привычных паровых турбин установили электродвигатели.

Будущий трансалантический лайнер «Нормандия», который на этапе разработки носил кодовое название «изделие № 534», не спешили конструировать. Планы пересматривались, когда произошел крах на Уолл-стрит. Это серьезно отразилось на крупнейших судостроительных компаниях. Не стала исключением и французская CGT (Compagnie Générale Transatlantique). Кроме того, значительно упала и популярность путешествий через Атлантику.

Начало строительства лайнера «Нормандия»

Строительство трансатлантического все же было начато в 1931 году. Судостроительная компания была вынуждена просить субсидию у французского правительства. Просьба была удовлетворена, но правительство получило руководство компанией. Такие изменения не стали причиной дополнительных убытков. Первые испытания были проведены уже через четыре года после начала строительства лайнера «Нормандия» (фото см. в обзоре).

Когда общественность увидела «Нормандию»

Спуск на воду состоялся двадцать восьмого октября 1932 года. Это событие сопровождалось серьезным общественным ажиотажем. На берегах реки Луара собралось более двухсот тысяч зевак, присутствовал президент Франции, а его жена должна была окрестить корабль. «Нормандия» окатила водой толпу зрителей, скатившись со стапелей на огромной скорости. К счастью, пострадавших не было.

Описание трансатлантического лайнера

У рабочих, которые занимались подготовкой (в том числе и отделкой) «Нормандии», было достаточно времени, чтобы привести лайнер в хороший вид. В результате он стал роскошным настолько, что его роскошные внутренние интерьеры (как выяснилось позже) подавляли пассажиров помпезностью и пафосом. Общая стоимость интерьеров составила 55 миллионов долларов.

Описание корабля «Нормандия» поражало. При строительстве было использовано 12 млн штук заклепок (рекордное по тем временам количество), а корпус изготовили из прочной стали при использовании электросварки в небольшом объеме. Лайнер расходовал 1200 тонн мазут в сутки. В 1936 году четыре трехлопастных винта были заменены на четырехлопастные из-за сильной вибрации. Пассажиры уже после первого рейса жаловались, что в туристических каются из-за этого недостатка невозможно находиться.

В главном обеденном салоне с удобством располагалась тысяча посадочных мест, а также театральный зал (380 мест), оранжерея, гараж на сотню автомобилей, плавательный бассейн (25 м х 5,8 м). На корабле «Нормандия» было почти 850 кают, 480 душей, 320 ванн, практически 1500 умывальников и сантехнических приборов, которые необходимы для нужд пассажиров. Каждый час расходовалось до 40 тонн горячей, 100 тонн холодной и 300 тонн забортной воды.

Первый рейс и рекорды «Нормандии»

В свой первый рейс корабль «Нормандия», фото которого поражают даже современного обывателя, отправился двадцать девятого мая 1935 года с причала в Гавре. Общественность ожидала, что этот рейс будет рекордным. «Нормандия» могла развивать скорость до 30 узлов. Первые 774 морские мили пассажирский лайнер прошел со средней скоростью в 29,76 узла. Скоростной рекорд корабль побил четвертого июня, когда пересекла Атлантику всего за четыре дня, три часа и две минуты.

Подготовка к презентации конкурента

Вскоре «Нормандию» поставили на обслуживание, чтобы устранить сильную вибрацию и улучшить к появлению конкурента в Великобритании. В 1935 году было спущено на воду судно «Куин Мэри». Было объявлено, что корабль станет первым, чей тоннаж превысит 80 000 т. Так, «Нормандия» потеряла бы титул самого большого лайнера в мире. Этого удалось избежать за счет крытого променада на шлюпочной палубе, который увеличил тоннаж «Нормандии» до 83 423 тонн.

В первом рейсе «Куин Мэри» не удалось побить рекорд скорости, установленный «Нормандией», но это произошло в конце лета 1936 года. Британский пассажирский лайнер пересек Атлантический океан менее, чем за четыре дня. После улучшения двигателей «Нормандия» вернула себе титул самого быстрого корабля, но английское судно все же было популярнее. «Нормандия» никогда не ходила, полностью загруженная пассажирами, а путешествия на «Куин Мэри» пользовались спросом. Возможно, конкуренция бы продолжалась, но началась Вторая мировая война.

Стоянка у пирса № 88 в Нью-Йорке

Надвигалась война в Европе, так что решено было обезопасить корабль «Нормандия». Опасения были подтверждены на следующий день после того, как судно стало в Нью-Йорке. Около рекордсмена пришвартовался конкурент — британский лайнер «Куин Мэри». В марте 1940-го к кораблям присоединился новое большое судно - «Куин Элизабет», которая совершила секретное плавание через Атлантику.

Когда Франция сдалась Германии, корабль «Нормандия» был арестован охраной США. После нападения на Перл-Харбор судно было принято на службу в ВМФ Штатов, а Франции была выплачена обещанная компенсация. В сочельник американцы переименовали пассажирский лайнер в «Лафайетт». Как и «Куин Мэри» или «Киун Элизабет», «Нормандию» планировалось превратить в транспортное судно. Переоборудование началось прямо у пирса.

Пожар и крушение пассажирского судна

Крушение лайнера «Нормандия» прямо у пирса в Нью-Йорке произошло по причине неосторожности рабочих, хотя есть мнение, что это дело рук или американской мафии итальянского происхождения, или немецкой разведки. Катастрофа произошла девятого февраля 1942 года. Во внутренних помещениях команда рабочих разрезала переборки газовыми горелками, когда одна из искр подпалила груду спасательных жилетов.

Огонь распространялся очень быстро. Оказалось, что система пожаротушения была отключена еще двадцать два дня назад, так что пришлось ждать нью-йоркских пожарных, которые прибыли на место через двенадцать минут. Сразу же приступить к локализации и тушению пожара они не смогли, потому что помешала паника среди обслуживающего персонала и выбегающие из «Нормандии» рабочие.

С одной стороны на шлюпочной палубе начала скапливаться грязная вода из Гудзона. Судно накренилось на левый борт. Проектировщик пассажирского лайнера «Нормандия» Владимир Юркевич прибыл на место происшествия и решил, что есть шанс сделать так, чтобы корабль не перевернулся. Нужно было открыть задвижки, перекрывающие доступ в судовую систему, что позволит «Нормандии» аккуратно лечь на дно, а не зарыться под пирс. Но Юркевича даже не выслушали.

Крен увеличивался и ночью, некоторые участки продолжали гореть. Через двенадцать дней после локализации пожара было решено накачать все помещения воздухом, чтобы восстановить плавучесть. Это означало, что нужно срезать все мачты, надстройки и трубы. Судно удалось выровнять только к ноябрю 1943 года. На это потребовалось пять миллионов долларов.

Дальнейшая судьба французской «Нормандии»

Корабль «Нормандия» хотели было переоборудовать в авианосец, но идею оставили из-за высокой стоимости. Проще и дешевле было купить новые. Президент США Рузвельт попросил одного из ведущих американских инженеров продумать проект преобразования «Нормандии» в пассажирский лайнер. Корабль «Нормандия» можно было восстановить, но стоило это слишком дорого. В результате судно продали всего за сто шестьдесят тысяч долларов.

Русский инженер Владимир Юркевич пытался спасти свое детище даже после того, как «Нормандию» не смогли потушить, опрокинули, а затем неуклюже подняли. Он обращался к руководству СССР с предложением приобрести судно за два миллиона долларов. По самым скромным подсчетам восстановление корабля обошлось бы еще в двадцать миллионов. Юркевичу отказали: страна была ослаблена войной и денег на такие приобретения не было. Не было гаваней, маршрутов и технических средств, чтобы восстанавливать судно.

Интересные факты о трансатлантическом лайнере

Сначала судостроительная компания планировала строить второе судно в пару к «Нормандии», которое называлось бы «Бретань». Проектирование приостановилось, а затем разработку корабля и вовсе пришлось отменить, из-за сильного экономического кризиса в Европе и последовавшей за ним Второй мировой войны.

Корабль «Нормандия» описали в своих произведениях Ильф и Петров, советские писатели-соавторы. Документальная повесть «Одноэтажная Америка» увидела свет в 1937 году. Авторы познакомили советского читателя со многими городами Америки, знаменитостями, обычной жизнью американцев того времени. Ильф и Петров рассказали о некоторых видах спорта, посетили мексиканскую деревню и индейский вигвам, поднялись на крышу «Эмпайр-стейт-билдинг» и опустились в пещеры Карлсбада, посетили Белый дом и подробно рассказали о производстве фильмов в Голливуде. В том же произведении описывалось путешествие на корабле «Нормандия».

После первой мировой Великобритания вновь вернула себе статус владычицы морей. Германия разгромлена, Франции и Италии не до того - зализывали раны после войны. Россия благодаря революции 1917 года и развязанной не без помощи той же Великобритании и Франции гражданской войны автоматически выбывала из игры на четыре года (да собственно на трансатлантическом "фронте" мы так и не появились).
В начале 20-х Великобритания фактически монополизировала рынок скоростных морских перевозок через Атлантику. Тоесть фактически все топовые рейсы были в руках британской короны. На более дешевом, но и более востребованном "лоу-кост" секторе этого рынка британцев начали теснить старые "колеги" - Германия, Италия, Франция. Появлялись и новые игроки - такие как Швеция и Голландия. Но теже немцы и французы точили "зубы" и на голубую ленту. Уж больно престижная вещь была. В конце концов - выставив даже один-два парохода в этом секторе рынка можно было расчитывать на прилив пассажиров и на более дешевых рейсах. Тем более что в этом классе европейские морские державы дрались то по сути между собой - британцы охотно отдали этот рынок, пресекая в тоже время любые попытки работы "иностранцев" на своих колониальных линиях - в Австралию и Индию.
В результате британцы расслабились - удар был нанесен сокрушительный. В 1929 году Северогерманский Ллойд спускает на воду лайнер Bremen. До 1930 года Бремен - самое быстрое судно атлантики. В 30-м - новый рекорд и опять - Германия - до 1933 года рекордсменом становится Europa. В 1933-м рекорд ставят итальянцы - их Rex "выдавал на гора" 28,92 узла. А в 1935-м "Голубая лента Атлантики" появилась рядом с французским триколором - SS Normadie прогремела как гром среди ясного неба. Еще бы -в 1935 году это самое большое пассажирское судно в мире и самое быстрое судно в мире - 31,2 узла. Рекорд скорости будет побит в следующем году - RMS Queen Mary вернет британцам голубую ленту, а по размерам ее обойдет только в 1940 году RMS Queen Elizabeth.

Итак - SS Normandie. Вот чего от французов никто не ожидал. Справедливости ради надо отметить, что французы вообще всегда были на втором плане мировой морской истории. Как в плане военного, так и гражданского судостроения.
Нормандия выделялась не только скоростью и размерами - она выделалсь в первую очередью характерной для французов утонченностью во всем. Не даром Ильф и Петров отмечали такой факт - немцы или англичане строят судно, а потом внутри делают отель. А французы - сначала строят отель, а потом строят вокруг него судно.
При создании интерьеров Нормандии был использованн опыт "Ile de France", вышедшего в океан в 1927 году. Лайнер не был рекордсменом по скорости и размерам, но мир поразил своими интерьерами - сделанные в стиле Арт Деко, они поразили мир своей изысканностью и красотой. Этот стиль в корабельной архитектуре и интерьерах продержится до 60-х годов ХХ века. На закате своей карьеры Ile de France прославится - он подымет на борт пассажиров ушедшего на дно итальянского лайнера Andrea Doria - это произойдет в 1956 году.
Собственно над интерьерами Нормандии работали теже, кто и работал над Иль де Франсом. А вот работу над корпусом возглавил инженер В. И. Юркевич. Главной особенностью корпуса Нормандии был небольшой носовой бульб - такая конструкция в мировом судостроении применялась впервые.Хотя справидливости ради надо отметить, что несмотря на бульбообразную форму подводной части носовой оконечности форштевень оставался фактически прямым. Но такие "зачатки" позднее переродятся в полноценный носовой бульб, который есть практически на всех современных судах, а в последние годы его можно встретить и на речных судах. Первыми же, кто сделал полноценный бульб станут японцы - многие боевые корабли императорского флота будут уже иметь полноценный носовой бульб.
Форма подводной части корпуса Нормандии давала возможность увеличить скорость без резкого увеличения мощности машин, что в свою очередь давало возможность снизить расход топлива и уменьшить его запасы для увеличения количества коммерческих помещений. Результат не заставил себя ждать - в первом же рейсе французский лайнер показал, на что он способен. В 1936 году Queen Mary побьет его рекорд, но в 1937 году французы вновь отберут голубую ленту у англичан. Шло соперничество и по тоннажу - Qureen Mary ненадолго займет место рекордсмена, но в 1936-1937 году Нормандия возвращает себе титул самого крупного судна - построенный на верхней палубе крытый променад увеличит водоизмещение на 4000 тонн. Рекорд французов перебьют только в 1940 году англичане - тогда вступил в эксплуатацию Queen Elizabeth.

Normandie на ходовых испытаниях, 1935 год


Судьба атлантического рекордсмена круто поменялась 31 августа 1939 года. Судно было задержано в США под предлогом роста напряженности в Европе - 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. В целом французы не возражали - США были традиционным союзником Европы (это уже после войны станет известно о том, что в США решался вопрос о выступлении на стороне Фашистской Германии), поэтому оставить свое скороходное имущество за океаном представлялось самым оптимальным. Нормандию пришвартовали на пирс 88, рядом - на пирсе 90 обосновалась Queen Mary, а в 1940-м году к ним присодинилась Queen Elizabeth. Три рекордсмена застыли в ожидании. И если с судьбой королев было все понятно, то с Нормандией происходило черт де что.
Весной 1940 года "три веселых друга" Рундтштедт, Фон Бок и Гудериан при поддержке не менее "веселого" Умберто Савойского пересекли границу Франции. В результате Франция была разделена на три куска - два оккупационных сектора - Итальянский, Немецкий и т.н. "Южная зона" - свободная от оккупации территория во главе с прогерманским правительством Петена. В пику ему образовалось правительство во главе с Шарлем Де Голем. Кабинет Де Голя находился в Великобритании. А 22 июня 1940 года в Компьенском лесу было подписано второе компьенское перемирие.
Тут же правительство США интернирует "Нормандию" и начинает конвертовку судна в военный транспорт (по другой версии - Нормандия была передана министерству обороны США добровольно правительством Де Голя). Работы начались в декабре 1941 года - сразу после нападения японцев на Перл-Харбор.
9 февраля 1942 года стало началом конца. Бригада рабочих работала в град-салоне судна. Работы велись по военному быстро, в результате на нормы противопожарной безопасной мягко говоря плевали. Искры от сварки брызнули в сторону кипы спасжилетов. Сухое пробковое дерево запылало в ту же минуту. Система пожаротушения судна была частично разобрана, пожарных в порту тоже не было. Огонь начал моментально распространятся по судну. Через 12 минут после возгорания прибыли расчеты, но они не могли попасть внутрь. Так же к месту катастрофы прибыл и В. И. Юркевич. Он предложил помощь пожарным, но она была отвергнута. В результате пожарные влили громадное количество воды с левого борта. Судно накренилось, а в 2-45 ночи 10 февраля крен достиг критического значения - судно легло левым бортом на дно Гудзона.
Тогда же начали работы по подъему судна. Были срезаны все надстройки, загерметезированы все отверстия в корпусе. В 1943 году корпус был поднят и с креном 2 O отбуксирован вниз по Гудзону - с глаз долой.
До 1945 года корпус "Нормандии" ожидал решения властей - что с ним делать. Была даже идея построить на его базе авианосец. Но проект был признан несостоятельным по экономическим соображениям. В октябре 1946 года Lipsett Inc преобрела корпус "Нормандии" за 160 тысяч долларов. В том же году он был разделан на металл.
Французы предпримут попытку вновь выйти на трансатлантический рынок - в 1961 году в эксплуатацию был введен паротурбоход France. Но было поздно - эпоха транстлантических лайнеров заканчивалась.





9 февраля 1942 года


SS Normandie сразу после пожара, пирс 88

Фотографии SS Normandie, сделанные сразу после пожара, а так же во время буксировки корпуса на слом


1942 год, лайнер сразу после пожара


вид на пирс 88


начаты работы по подъему судна. Надстройка уже срезана.


герметизация корпуса производилась водолазами


гребные винты правого борта


буксировка корпуса Нормандии на слом

Конкуренты SS Normandie
SS Bremen


введен в эксплуатацию в 1929 году. В результате поджога в марте 1941 года судно выгорело полностью. Уцелевшие механизмы были переданы на запчасти. По результатам послевоенного раздела флота судно досталось Великобритании, но было разобрано на металл.

Введен в эксплуатацию в феврале 1930 года. С 1941 года использовался как плавказарма. В 1945 году интернирован военной администрацией США. В 1946 году передан в качестве репараций Французской республике. На трансатлантическую линию судно вышло в 1950 году под названием "Либерте". В 1962 году после выхода на линию лайнера France "Европа" была продана в Италию на разборку на металл.


Введен в работу в 1932 году. С 1940 года находился на приколе в порту Бари. В 1943-м после капитуляции Италии судно отбуксировали в Триест. ТАм же в 1944 году лайнер был уничтожен ударом с воздуха Британскими ВВС. В 1950 году судно было поднято и разобрано на металл.

SS Ile De France


Введен в эксплуатацию в 1929 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. В 1945 году возвращается на трансатлантический маршрут. В послевоенной истории лайнера есть одна яркая страница - в 1956 году он поднял на борт пассажиров и экипаж тонущего итальянского лайнера Andrea Doria. В 1958 году судно продано и уведено в порт Осака. В 1960 году использовался как декорация к фильму-катастрофе "Последний вояж". Во время съемок судно было взорвано и затонуло.

RMS Queen Mary


Введен в эксплуатацию в 1936 году. С 1940 по 1945 - военный транспорт. В 1947 году лайнер вернулся на трансатлантическую линию. В 1967 году судно было продано в США. сейчас находится в бухте Лонг-Бич (США, штат Калифорния). На борту расположен музей и отель.

RMS Queen Elizabeth


Введен в эксплуатацию в 1940 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. С 1946 года лайнер работает на трансатлантической линии. В 1968 году судно было продано в Гонг-Конг, где использовалось в качестве учебного. В 1972 году в результате пожара судно легло на дно бухты Виктория. С 1974 по 1975 год продолжается разборка судна на металл. Часть киля и турбины так и остались на дне по сей день.

В начале XX века порядка половины всех пассажиров поднимавшихся на борт больших лайнеров путешествовали третьим классом. Это были люди, которые отправлялись в Америку в поисках лучшей жизни. Но в 1924 году, когда США закрыли свои двери для иммигрантов, этот рынок внезапно перестал быть прибыльным. Чтобы удержаться на плаву лайнеры должны были стать привлекательными для иного класса пассажиров. Компании задумались о людях из высшего света. Не исключением были и французы.

В 1931 году французские конструкторы решили построить самый роскошный лайнер из всех, что были созданы на тот момент. Этим лайнером стал «Normandie ». Чтобы прорваться на новый рынок создатели лайнера компания «French Line »

должна была сделать свое детище последним словом в мире роскоши. Французские конструкторы хотели продемонстрировать, на что способна их нация.

«SS Normandie » был самым красивым и в мире, на то время. Это было высшее достижение французской техники и французского искусства в межвоенный период, предмет национальной гордости и всемирного восхищения.

Французы решили построить , который в первую очередь смог бы победить иностранного конкурента, которым являлся трансатлантический лайнер «Queen Mary ». Им тоже хотелось заполучить Голубую ленту Атлантики, и они были готовы создать легенду. Их быстроходный лайнер должен был пересечь океан быстрее, чем за 5 дней.

На французской верфи в городе Санкт-Назар и был заложен корабль-соперник - изделие № Т106. Этот корабль был непросто гигантом он имел свой стиль. На отделку его интерьера были привлечены знаменитые художники. При постройке великолепно сказочного гигантского лайнера использовались самые лучшие материалы. В нем были заложены не только элементарные принципы механики, но и то, что было за пределами изобретательской мысли и искусства, совершенство утонченности и богатство вкуса. И самое главное он должен был стать самым быстроходным лайнером, чтобы постоянно завоевывать Голубую ленту Атлантики.

Но вначале предстояла работа с железом. Работать на верфи было ужасно, но очень здорово. Ни что не сравнится с великолепным зрелищем огромных печей, когда они раскрываются, а оттуда вытаскивают и сгибают под гидравлическим прессом массивные бимсы, или когда гилятинные ножницы режут сталь как бумагу. По мере того как расширялся лабиринт стальных конструкций возникал корпус корабля, покрываемый стальной обшивкой.

Внезапно мир охватила депрессия, не обошедшая стороной и Францию. Но правительство было твердо намерено поддерживать проект постройки океанского лайнера «Normandie », несмотря на затраты и продолжало субсидировать работы. За старание французы были вознаграждены - корабль был готов к спуску на воду в октябре 1932 года.

Спуск такого размера это великолепное зрелище. Изделие № Т106 окрестили именем «Normandie » разбив о его борт бутылку самого лучшего французского шампанского. Спуск великолепного трансатлантического лайнера «Normandie » на воду вызвал вспышку энтузиазма и гордости. Теперь предстояла работа для армии умельцев, которые отделывали интерьер с небывалой роскошью.

Строительство лайнера «Normandie » обошлось французской казне около 600 миллионов долларов. Они не экономили ни на материале, ни на дизайне. Выбирали все самое красивое, их не волновали последствия.

Но дизайнерам лайнера «Normandie » хотелось придать новый вид и совершенно модернизированный вид. На борту пассажирского судна располагался обеденный зал, в котором одновременно могло вместиться 700 пассажиров путешествующих первым классом, а после окончания трапезы он мог быть освобожден от мебели и превращен в танцевальный зал, чтобы люди могли получить удовольствие от вечернего бала. Однако создание такого огромного зала было сложной задачей для конструкторов судна. В традиционных кораблях тяжелые двигатели устанавливались в самой нижней части корпуса, чтобы судно было устойчивым. Двигатели производили много дыма, который, как правило, выводился наружу через большие дымовые трубы. Но при такой конструкции корабля не оставалось места для большого танцевального зала в средней части лайнера . Инженеры могли поднять двигатели на верхние палубы, но тогда у судна появится противовес. Размещение двигателей и дымовых труб в одной части корпуса судна также могло освободить много места, но это тоже не было хорошей идеей, которая угрожала затопляемостью. Французские инженеры нашли простой и в то же время элегантный выход из ситуации. Чтобы освободить пространство для большего зала конструкторы разделили дымоходы паровых котлов на две части, и дым выходил через трубы расположенные в разных сторонах зала. Наверху они соединялись, и дым следовал к большой трубе. Кстати, третья труба на лайнере «Normandie » была не нужна, это муляж, дань традиции.

На постройку океанского лайнера «Normandie » ушло около четырех лет. И вот великий корабль был готов начать борьбу за Голубую ленту Атлантики.

трансатлантический лайнер «Normandie» фото

трансатлантический лайнер «Normandie» в море

Лайнер «Normandie » покинул родной порт Гавр и отправился в первый рейс, взяв курс на США в 18:00 29 мая 1935 года. Провести корабль у причала собралось 59000 человек. прошел маяк скалы Бишоп у побережья Корнуолл. От этого места начался отсчет времени перехода через Атлантику. Представители французской судоходной компании «French Line » утверждали, что во время своего первого рейса пассажирский лайнер «Normandie » не должен идти на установление рекорда. Но на борту волнение возрастало по мере того как корабль набирал скорость до 30 узлов. До этого еще ни один лайнер не ходил с такой скоростью. Секрет лайнера «Normandie » был заключен в новой конструкции корпуса. Его сконструировал никому не известный инженер-кораблестроитель Владимир Юркевич иммигрировавший из коммунистической России в 1919 году.

У обычных судов таких как « » нос имел прямой форштевень. Юркевич создал совершенно новую форму, бульбовидный нос, имеющий на уровне киля выступ, который эффективнее разрезал воду. Лайнер «Normandie » по всем показателям был революционным кораблем. На пассажирском лайнере «Normandie » имелась мощная турбоэлектрическая установка, где паровые турбины производили электричество, а винты вращались электромоторами. В современных пассажирских судах используется тот же принцип. Форма труб были немного наклонены, что улучшало аэродинамику. Внешние формы корабля были великолепны. Все в нем было новое.

Утром 4 июня 1935 года в 11:02 трансатлантический лайнер «Normandie » миновал маяк Амброуз возле Нью-Йорка. Это была финишная точка Голубой ленты. Корабль пересек океан за 4 дня 3 часа 2 минуты. Новый рекорд был установлен. Когда он гордо входил в Нью-йоркскую гавань на топе развивался голубой вымпел. Французская компания готовилась к победным торжествам. Голубая лента Атлантики перестала быть просто титулом, теперь это был вымпел длинной в 30 метров по одному метру за каждый узел хода. Это была слава Франции, а лайнер «Normandie » стал самым быстрым круизным судном на планете.

Трансатлантический лайнер «Normandie » был магически притягателен. В пересчете на современные деньги каюты первого класса стоили до 22000 долларов и это цену были готовы платить более 800 пассажиров за каждый круиз.

«Normandie » был первоклассным и роскошным лайнером . Каждый кусочек позолоченного металла был покрыт золотом 24 карата толщиной. Пассажирам был обеспечен максимальный комфорт. В каютах первого класса, оформленных в стиле Art Nouveau, был даже телефон. Общественные помещения лайнера были оформлены как интерьер в самых роскошных отелях или самых дорогих домах. Мир, в который попадали пассажиры отличался изысканным сервисом и откровенной роскошью. В хорошую погоду даже переход через северную Атлантику мог оказаться чудесным пятидневным круизом. Прогулки по верхней палубе, свежий морской воздух, спортивные игры под солнцем или можно вообще ничего не делать. Если нужны были прохладительные напитки или что-нибудь почитать, рядом всегда стюард. Когда воздух снаружи становился прохладнее, можно было спуститься вниз и любоваться великолепными интерьерами. Именно из-за них строительство «Normandie » обошлось в два раза дороже лайнера «Queen Mary ».

Для тех кто сказочно богат имелись каюты класса «люкс» с панорамными окнами и палубами для загара. Для тех кто имел средний достаток были меньшие каюты, но были отделаны с общими стандартами судна. Очень легко было попасть под очарование «Normandie» и потерять чувство места и времени. Атмосфера нереальности еще больше возрастала, когда количество обслуживающего персонала превосходило количество пассажиров.

Но лайнер «Normandie » часто ходил полупустым и никогда не приносил прибыли. Большинство людей не могли себе позволить путешествие на этом корабле. Он просто представлял собой славу Франции. Счета за него оплачивали французские налогоплательщики. И вдруг все это очарование рухнуло - лидером Голубой ленты Атлантики стал океанский лайнер «Queen Mary ».

Но французы построили свой корабль не для того чтобы плестись в хвосте. Огромные деньги были затрачены для того, чтобы лайнер «Normandie » был лидером и это означало, что статус надо отвоевывать любой ценой.

В начале 1937 года лайнер «Normandie » стоял в доке на зимнем ремонте. На него уставили новые винты, которые могли означать только одно - бросить вызов «Queen Mary ». И у французов получилось. Лайнер «Normandie » быстро отвоевал Голубую ленту Атлантики, пройдя тот же маршрут на 55 минут быстрее пассажирского судна «Queen Mary ».

Теперь этот корабль казался непобедимым. В июле 1938 года «Normandie » совершил свой сотый переход через Атлантику. Но это был высший предел для корабля, положение для него должно было скоро измениться. Буквально через несколько дней лайнер «Queen Mary » совершил переход на пол-узла быстрее «Normandie ». В лучших морских традициях капитан «Normandie » направил поздравления победителю.

Однако политические события в мире развивались также быстро, как и трансатлантический пассажирский бизнес. Европе стала угрожать гитлеровская Германия.

Вскоре беженцы устремились на запад через Атлантику в безопасную Америку. Американцы посчитали, что безопаснее оставаться дома, а Европа усиленно готовилась к войне.

23 августа 1939 года лайнер «Normandie » вышел из порта Гавр в свой 139 трансатлантический рейс. Неделей позже из Саутгемптона вышел до отказа заполненный лайнер «Queen Mary », когда корабль уже подходил к Нью-Йорку капитан получил сообщение, что Англия объявила войну Германии. На пять месяцев великие соперники «Normandie » и «Queen Mary » оказались пришвартованными друг к другу в порту Нью-Йорк.

Через два месяца гитлеровские войска разгромили Францию, а когда-то славный корабль «Normandie » оказался в безвыходном положении. В декабре 1941 года США вступили в войну и застоявшийся лайнер был реквизирован правительством США, для превращение его в военно-транспортное судно. Все имущество с лайнера на нескольких грузовиках вывезли на склады, для распродажи. Но потом случилась катастрофа, разрезая автогеном стальную переборку в главном зале, рабочий по неосмотрительности поджег кипу спасательных жилетов. Вскоре пожар вышел из-под контроля, и огонь охватил верхние палубы. Чтобы потушить огонь на борт закачивали сотни тонн воды, но пожар продолжал распространяться, а закаченная вода стала наклонять корабль. Тысячи людей наблюдали за тем, как славный лайнер опасно кренится на один борт. В 02:45 10 февраля 1942 года менее чем через 20 часов после начала пожара трансатлантический лайнер «Normandie » оборвал причальные концы и медленно перевернулся. Гордость Франции превратилась в дымящиеся останки, а легендарная дуэль между двумя могучими кораблями закончилась навсегда.

круизный лайнер «Normandie» в порту Нью-Йорка

катастрофа в порту лайнера «Normandie»

Появившись на свет, во времена депрессии, и пережив славные времена в 30-е годы, когда на борту была роскошная и полная наслаждений жизнь, лайнер «Normandie » вдруг закончил таким катаклизмом. Но в мировой истории «Normandie » останется навсегда как пассажирское судно, которое в героической борьбе за право называться самыми быстрым кораблем пересекающим Атлантику сотворил «золотой век» океанских лайнеров .


Десятилетие после завершения Первой мировой войны характеризовалось возобновлением конкуренции компаний-трансатлантических операторов. Предвоенная гонка за размерами и скоростью лайнеров, которая уже привела к появлению гигантских пассажирских судов, вышла на новый виток. "Кунард Лайн", "Уайт Стар Лайн", "Френч Лайн" и даже немецкая "Северогерманский Ллойд" грезили Голубой лентой Атлантики, которую на тот момент держала стареющая "Мавритания".

Новую эру начали немцы - в 1929 году отправился в первый рейс лайнер "Бремен", благодаря которому Голубая лента Атлантики впервые за 20 лет сменила хозяина. "Кунард лайн" и "Уайт Стар лайн" тогда же вынашивали планы постройки судов длиной более 300 метров, которые могли бы вступить в гонку. "Френч лайн", в 20-е годы сделавшая ставку не на скорость, а на роскошь и комфорт, решила не оставаться в стороне.

В феврале 1930 года среди судовладельцев распространились слухи, что Франция намерена построить суперлайнер грандиозных размеров. Предполагалось, что это будет первый лайнер длиной более 300 метров и валовой вместимостью более 60000 регистровых тонн. В 1931 году «из авторитетных источников» поступили сведения, что Т-6 (условное название французского лайнера) будет иметь три трубы небывалой высоты.

Изначально будущее судно планировалось сделать просто как увеличенную версию лучшего парохода компании - "Иль де Франс", однако тогда же появился проект нашего соотечественника, инженера-судостроителя Владимира Юркевича, который некогда работал на Балтийском заводе и участвовал в разработке русских линкоров, крейсеров и подводных лодок. Проект был в некоторых моментах революционным и изначально предлагался "Кунард Лайн", но те от него отказались. "Френч Лайн" проект рассмотрели, провели серию экспериментов с моделями, которые показали удивительные результаты, и приняли решение строить будущего гиганта на его основе.

Лайнер был спущен на воду 29 октября 1932 года при огромном скоплении народа и в присутствии французского президента. Отделочные работы продолжались ещё более двух лет.

Когда «Нормандия» наконец вышла в море, выяснилось, что валовая ее вместимость составляет 79300 регистровых тонн. К разочарованию владельцев судна, вместимость стоявшей у достроечного причала английской «Куин Мэри» была на 2000 регистровых тонн выше.

Французские судовладельцы не могли смириться с тем, что не их, а кунардовский лайнер будет самым крупным судном в мире. Поэтому зимой 1935-1936 годов во время ремонта позади третьей трубы «Нормандии» была сооружена большая рубка, благодаря которой вместимость лайнера была доведена до 83400 регистровых тонн. Причем французы держали это в секрете до тех пор, пока строительство «Куин Мэри» было практически закончено и о каких-либо изменениях уже не могло быть и речи.

В первом же рейсе «Нормандия» превзошла все достижения лучших трансатлантических лайнеров по всем показателям: продолжительности перехода, средней скорости, суточному пробегу. «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у тогдашнего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс». На мачте «Нормандии» развевался голубой вымпел длиной 30 метров - по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами "Голубая лента Атлантики - «Нормандия». На обратном пути из Нью-Йорка в Европу «Нормандия» побила свой собственный рекорд, показав скорость 30,3 узла. В последующие годы лайнер проходил это расстояние еще быстрее: его средняя скорость составляла 31,2 узла.

В последующие годы разыгралась крайне интересная и очень напряжённая гонка между французским лайнером и его главным конкурентом - кунардером "Куин Мэри". Голубая лента Атлантики переходила из рук в руки.

Гонку оборвала Вторая Мировая. 31 августа 1939 года «Нормандия» была поставлена на прикол в Нью-Йорке из-за нависшей угрозы войны в Европе. На следующий день эти опасения были подтверждены, когда силы Адольфа Гитлера напали на Польшу. Началась Вторая мировая война.

«Нормандия» была перемещена к пирсу 88 и из её команды осталось лишь 200 человек. Её конкурент, «Куин Мэри», была также пришвартована около неё на южной стороне пирса «Кунард Лайн» № 90. Рядом с ними стояли легендарные корабли того времени - "Иль де Франс", "Рекс", "Аквитания" и новый гигант "Куин Элизабет". В течение короткого времени единственные три лайнера, чей тоннаж превышал 80000 тонн, были пришвартованы друг около друга.

Нормандия, Куин Мэри, Аквитания.

В июне 1940 года Франция сдалась нацистской Германии. После этого «Нормандия» была немедленно арестована американской Береговой охраной.

Три рекордсмена: Нормандия, Куин Мэри, Куин Элизабет.

7 декабря 1941 года, после нападения со стороны Японии на Перл Харбор, США вступили в войну на стороне Великобритании. 12 декабря «Нормандия» была принята (с обещанной компенсацией) на службу в ВМФ США. В сочельник «Нормандия» была переименована в «Лафайетт». Было решено, что «Нормандия» должна быть преобразована в транспортное судно, как и «Королевы» «Кунард Лайн». Ввиду отсутствия достаточно большого сухого дока переоборудование началось прямо у пирса 88.

В феврале 1942 года работы по переоборудованию лайнера вступили в завершающую стадию. 15 февраля судно должно было выйти в море.

9 февраля на борт принимали судовое снабжение. В 14 часов 30 минут по груде капковых спасательных поясов, сваленных в центральном салоне «Нормандии», пробежал первый огненный язычок. Прошло около четверти часа после начала пожара, прежде чем пожарный патруль на судне позвонил в управление пожарной охраны Нью-Йорка. Этот вызов был получен в 14 часов 49 минут. Первые городские пожарные машины прибыли к южной оконечности Манхэттена к причалу Френч-лайн через полторы минуты.

На лайнер, окутанный клубами дыма, хлынули мощные потоки воды из брандспойтов, но пламя, раздуваемое сильным северо-западным ветром, не унималось. К 15 часам 30 минутам оно охватило прогулочную палубу, и в это время гигантский корпус судна начал крениться на левый борт. Спустя несколько минут пламя пробилось на шлюпочную и солнечную палубы, а чуть позднее занялся мостик. Огромное количество воды беспрерывно заливало судно. Только с трех пожарных катеров, стоявших у борта, на судно было подано 4000 тонн воды.

Пожарные мало разбирались в вопросах остойчивости судна и, пустив в ход мощные насосы, лили воду куда попало. Многие судовые помещения оказались частично затопленными. Для удаления воды следовало применить эжекторные насосы. Однако их не оказалось. Воспользовались обычными осушительными насосами, но плававшие обломки быстро забили приемные сетки, и насосы вышли из строя.

Проектировщик «Нормандии» Владимир Юркевич прибыл на место аварии и сказал, что есть шанс спасти судно, не дав ему перевернуться, если открыть кингстоны и позволить судну лечь на дно Гудзона. Но его даже не захотели выслушать.

Ночью крен увеличивался. Огонь потух. Приблизительно в 2:45 ночи 10 февраля «Нормандия» медленно опрокинулась на правый борт и осталась лежать у пирса под углом 79°.

Спустя двенадцать дней после пожара было решено, что все помещения будут накачаны воздухом для восстановления плавучести. Но это означало, что все трубы, мачты и надстройка будут срезаны. Вокруг судна были размещены плавучие краны для срезания всех надстроек, труб и мачт. Водолазы запечатали все помещения судна.

В 1943 году судно выровняли и 3 ноября с креном в 2 ° корпус «Нормандии» отбуксировали вниз по Гудзону, где он будет ждать своей судьбы.

Было выдвинуто много предложений насчёт судна. Некоторые хотели преобразовать «Нормандию» в авианосец, но эта идея была оставлена из-за стоимости - было дешевле строить новые. Президент Рузвельт спросил Уильяма Френсиса Гиббса, одного из лучших военно-морских конструкторов страны, можно ли преобразовать «Нормандию» в пассажирский лайнер. После обсуждения планов и стоимости было решено пустить остов судна на металлолом.

В октябре 1946 года «Нормандия» была продана Lipsett Inc за 160 000 $. На этом её история закончилась.

В посте цитирую книгу "100 великих кораблекрушений" и Википедию.

Один из лучших пассажирских кораблей своего времени, который в рекордные сроки пересекал Атлантику, с началом Второй мировой войны оказался в составе флота Соединенных Штатов Америки. Послужить французский пароход «Нормандия» не успел — корабль пришлось списать по вине халатного рабочего.

Разработка лайнера

В начале тридцатых годов прошлого века французская судоходная компания поставила своей целью строительство крупного лайнера для трансатлантических рейсов. Французский трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход позволил бы успешно конкурировать с тогдашними лидерами судоходной отрасли — британскими гигантами White Star Line и Cunard Line.

Основой разработки стал проект русского инженера В. Юркевича, который предложил особую конструкцию корпуса. Сначала работники судоходной компании не приняли идею и предложение еще никому не известного русского судостроителя, но при помощи высокопоставленных друзей ему удалось переубедить руководство.

До этого инженеры были уверены, что старый тип корпуса был лучшим решением для нового судна. Но теперь стало понятно, что лайнер будет обладать беспрецедентными по тогдашним представлениям гидродинамическими качествами. Проект Юркевича позволил уменьшить и мощность двигателя.

Пересмотр планов

Планы относительно строительства нового пассажирского лайнера пересматривались. Биржевой крах 1929 года негативно отразился на всех крупных судоходных компаниях, но первые работы все же начались в январе 1931 года. Пробные ходовые испытания были проведены уже летом 1935-го.

О будущем судне говорили, называя его «изделием № 534», а рабочие присвоили ему код Т6. Названий перебрали множество: «Нептун», «Генерал Першинг», «Бенджамин Франклин», «Ля Франс». Во французском языке слово «корабль» имеет мужской род, так что когда было предложено название «Нормандия», потребовался артикль «Ля» или «Ле». В итоге в компании решили назвать лайнер просто «Нормандией».

Спуск на воду

Общественный интерес к лайнеру «Нормандия» не утихал с того самого момента, когда были озвучены планы строительства. В день спуска корабля на воду берега реки Луары были заполнены 200 тысячами жителей. На церемонии присутствовал президент Франции Альбер Лебрен, а его жена должна была окрестить судно.

Основные характеристики лайнера «Нормандия» поражали даже простых граждан, которые ничего не смыслят в судостроении. Корабль весил более двадцати семи с половиной тонн, то есть больше, чем любое предыдущее судно. Корпус опустился на воду с такой скоростью, что окатил речной водой около ста наблюдателей. К счастью, никто не пострадал. Затем лайнер отогнали на место выполнения отделочных работ. Первое путешествие на лайнере состоялось только в 1935 году.

Доработки

Изначально планировалось начать обслуживание «Нормандии» в 1934 году. Однако трансатлантические путешествия потеряли актуальность в связи с депрессией. Так, судоходная компания решила поставить корабль в сухой док до 1935 года. Проектировщикам, которые должны были сделать корабль действительно роскошным лайнером, дали достаточно времени. В 1935 году «Нормандия» вошла в порт Гавра.

Первый рейс

29 мая 1935 года в 18:19 лайнер «Нормандия» отправился в первый рейс. Общественность ожидала, что он будет рекордным. Четвертого июня того же года корабль прошел мимо маяка Амброуз, чем побил скоростной рекорд. Новое судно прошло Атлантику за четыре дня, три часа и две минуты. Средняя скорость пересечения составила 29,98 узла — быстрее, чем любой другой лайнер ранее.

Первые проблемы

У лайнера «Нормандия» проблемы с вибрацией на высоких скоростях были обнаружены еще во время пробных испытаний. Но чиновники не видели в этом причины для задержки первого рейса. Однако во время путешествия на лайнере пассажиры отмечали, что в каютах туристического класса невозможно было находиться из-за шума и вибрации.

Инженеры французской судоходной компании считали, что вибрацию нужно устранить очень быстро. Полгода «Нормандия» провела в сухом доке, привлекая знаменитых клиентов. Лайнеру укрепили корму и заменили винты с трехлопастных на четырехлопастные. Перестройка использовалась еще и для того, что улучшить корабль к появлению конкурента из Великобритании.

Конкуренция с Queen Mary

Лайнер «Нормандия» все еще оставался «самым-самым», но появление конкурента могло бы лишить корабль нескольких титулов. Британия в то время заканчивала свое «изделие № 534». Queen Mary (фото выше) должна была войти в состав британского флота летом 1936 года. Было объявлено, что корабль станет первым судном, тоннаж которого превысит 80 тыс. тонн. С тоннажем 79 280 т «Нормандия» потеряла бы титул самого крупного корабля в мире. Поэтому судостроительная компания решила увеличить габариты лайнера. Тоннаж «Нормандии» вырос до 83 423 т.

Через три месяца после возвращения «Нормандия» готовилась выйти на маршрут, а Queen Mary - вступить в гонку за Атлантику. Корпус у нее был менее эффективным, чем у «Нормандии», но двигатели мощнее. Queen Mary побила рекорд французского лайнера и стала первым в мире судном, которое пересекло океан менее чем за четыре дня.

В следующем сезоне «Нормандия» уже могла успешно конкурировать с британским лайнером, потому что двигатели были улучшены. Это позволило развить скорость до 30-31 узлов. Лайнер «Нормандия» снова стал самым быстрым в мире. Но английская разработка была популярнее, потому что роскошные интерьеры «француза» действовали на людей угнетающе.

Стоянка в Нью-Йорке

В 1939 году «Нормандию» поставили на стоянку в Нью-Йорк из-за надвигающейся войны в Европе. Буквально на следующий день опасения подтвердились, когда силы Гитлера вероломно напали на Польшу. Queen Mary пришвартовалась рядом. В июне 1940 года, после того как Франция сдалась Германии, «Нормандия» была арестована береговой охраной. В сочельник судно переименовали в «Лафайетт».

Гибель «Нормандии»

Гибель лайнера «Нормандия» произошла 9 февраля 1942 года. Группа рабочих разрезала переборки газовыми горелками. Один из рабочих случайно поджег спасательные жилеты, не заметив искр от горелки. Пожарных на борту тогда не было, а автоматическая система была отключена. Нью-йоркские пожарные прибыли на место всего через двенадцать минут, но попасть внутрь им не удалось из-за рабочих, выбегающих из горящего лайнера. После всей этой суматохи спасатели все же принялись тушить огонь.

Пожар возник в центральном салоне, где располагались койки для солдат США. Пламя стало быстро распространяться по всему кораблю, сбить его не удавалось. Судно накренилось на левый бок. Один из самых крупных и быстрых лайнеров в мире, который мог бы принять на борт целую дивизию с вооружением, в самый разгар военных действий в Европе, когда американское командование испытывало нужду в транспорте, был выведен из строя за считаные секунды.

Последствия

Вечером того же дня руководитель спасательных работ сообщил корреспондентам, что сто двадцать восемь рабочих получили тяжелые ожоги и были транспортированы в госпиталь, девяноста два из них находятся в очень тяжелом или нестабильном состоянии. Тогда же были озвучены предварительные причины пожара: искры от инструмента рабочего случайным образом попали на груду спасательных жилетов, когда на корабле проводились ремонтные работы. Материал, из которого изготовлены спасательные жилеты, легко воспламеняющийся, поэтому огонь очень быстро распространился.

Судно продолжало накреняться. Ночью 10 февраля мутные потоки воды со дна пролива хлынули в трюмы «Нормандии» - самого дорого судна в мире, рекордсмена. Правый борт продолжал гореть. Лайнер «Нормандия» затонул. Часть легла на гранитный выступ, а вся остальная — в грязь Гудзона. Руль судна зарылся на полтора метра под причал, выломав пять свай. Для подъема «Нормандии» потребовалось пять миллионов долларов и двадцать два месяца.

Откачка воды началась только 2 августа 1943 года, а полностью подняли лайнер только в середине сентября. До конца Второй мировой войны судно стояло в доках в Бруклине, а в 1946 году правительство Соединенных Штатов Америки продало лайнер «Нормандия» по стоимости металлолома, то есть всего лишь за сто шестьдесят две тысячи долларов. Американские правоохранительные органы провели расследование, но выяснить причины возникновения пожара так и не удалось.

Сначала, конечно, планировалось снова поставить судно на воду. Но чтобы поднять «Нормандию» со дна Гудзона, пришлось срезать все трубы, надстройки, мачты. Корабль планировали переоборудовать в авианосец, а затем снова превратить в пассажирский лайнер, но после приблизительной оценки стоимости работ от этих идей отказались. После продажи интерьеры судна еще долгое время выставлялись на разных аукционах.

Может, диверсия?

Некоторые факты указывают на возможную диверсию со стороны немецких агентов или нью-йоркских гангстеров итальянского происхождения. Мнения экспертов ВМФ и ФБР по поводу причин возникновения пожара разошлись. Американские журналисты М. Сейерс и А. Канн тоже пришли к выводу, что гибель «Нормандии» - это работа немецких диверсантов.

В своей книге авторы излагают такое мнение: в течение длительного времени нацистские агенты следили за кораблем. За две недели до капитуляции Франции секретная служба передала агентам в США радиосообщение, которое перехватили на Лонг-Айленде. В сообщении содержалось требование следить за кораблем. Немецкий шпион Курт Фредерик Людвиг регулярно посылал руководству отчеты.

В пользу этой версии говорят несколько фактов. Во-первых, в течение недели до пожара на борту произошло целых четыре возгорания, которые получилось вовремя потушить. Во-вторых, после начала пожара вблизи очага находилось всего два ведра, хотя обычно их было намного больше. Кроме того, система оповещения была отключена на судне практически за месяц до катастрофы, но об этом служба охраны США не знала. В-третьих, на борту находилось большое количество про-немецки настроенных рабочих, анкетные данные которых не были тщательно проверены.

Другие версии

В 1975 году авторитетное английское издание опубликовало сенсационную статью. Журналистское расследование позволило предположить, что гибель «Нормандии» в гавани Нью-Йорка случилась по вине босса гангстеров Лакки Лючано, который хотел наглядно продемонстрировать ВМФ США необходимость защиты портов страны.

Лючано был помещен в тюрьму за убийство. Он неоднократно предлагал властям сотрудничество. Влиятельный босс итальянской мафии предупредил контрразведку о готовящихся поджогах и диверсиях, он предложил свои услуги по защите гавани и предотвращению диверсий, но его проигнорировали. После гибели «Нормандии» ему было обещано освобождение из-под стражи с окончанием военных действий, если его люди будут оказывать содействие властям, а потом босс мафии уедет в Европу. Мафия свое слово сдержала.