Теремной дворец алексея михайловича в кремле. Теремной дворец московского кремля с верхоспасским собором

Одно из красивейших зданий российской столицы. Возведенный в 17-м столетии, претерпевший немало изменений и преобразований, на сегодняшний день он входит в состав Большого Кремлевского дворца, является Резиденцией Президента Российской Федерации и настоящим шедевром русского архитектурного искусства. Можно сказать, что Теремной дворец – это результат гармоничного синтеза традиций и черт, присущих русскому деревянному зодчеству, и анфиладного построения помещений, совершенно нового и необычного для того времени.

История Теремного дворца

Теремной дворец, который тогда назывался просто царским дворцом, был построен в 1635 – 1636 годах по приказу царя Михаила Федоровича. Строилось новое сооружение мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова. Основанием для будущего дворца послужили нижний ярус северной части построенного в 15-м столетии великокняжеского дворца и Мастерские палаты, надстроенные над ним в последующем столетии.

Новый дворец вошел в историю как первые царские покои из камня. Он также стал «родоначальником» анфиладного построения. Для его сооружения использовались новейшие в то время технологии с применением железных «связей». Это позволило уменьшить толщину стен и, соответственно, увеличить ширину пространства.

Первый ярус нового дворца имел хозяйственное назначение, на нем также располагались покои царицы и наследников престола. Третий располагался на плоской кровле (гульбище) и представлял собой большой терем – тот самый «Златоверхий теремок», в котором проходили заседания Боярской думы.

«Главным» считался второй ярус, в котором находились царские покои. Каждая из палат имела свое собственное название – «Проходные сени», «Крестовая палата», «Опочивальня», «Престольная».С южной стороны дворца располагалось парадное Постельное крыльцо, к которому от Боярской площади вела Золотая лестница, в свою очередь, выходившая на Верхнеспасскую площадку.

Верхнеспасская площадка получила свое название благодаря тому, что на ней располагалась царская домовая церковь Спаса «на Сенях». Эту церковь также величали «церковью Спаса за золотой решеткой», поскольку ведущая к ней лестница запиралась на решетку. Не золотую – железную, но позолота была нанесена настолько безупречно, что решетка и впрямь казалась золотой. А в западной части дворца находится церковь Рождества Богоматери «на Сенях», возведенная на основании церкви, построенной в конце14-го столетия. Церковь Екатерины, над которой возведена Церковь Воскресения Словущего, и Распятская церковь также распложены на территории Теремного дворца. Распятие в молельне Распятской церкви – творение рук монашествовавшего старца Ипполита. А вот об изображении Спаса в одноименной церкви ходят легенды, что оно появилось там без человеческого участия.

Роспись Теремного дворца

Стены Теремного дворца были расписаны причудливыми орнаментами, геральдическими узорами, украшены живописью на библейскую тематику и сюжетами, иллюстрировавшими монархические идеи. Первоначальная роспись не сохранилась. В 1836 – 1837 годах, спустя 200 лет после возведения дворца, во время реставрационных работ и строительства Большого Кремлевского дворца, роспись внутренних помещений была выполнена заново под чутким руководством художника Ф.Солнцева. Новое оформление стен было выдержано в стиле 17-го столетия.



Первые каменные жилые покои в царском дворце
, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635 - 1636 гг. для царя Михаила Федоровича.
Строили каменных дел мастера Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков
Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили:
- нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и
- Мастерские Палаты, надстроенные над ним во второй половине ХVI в.



Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов
:
- черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания.
- Дворец представляет собой многоярусную постройку.
- Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.




Kаждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды
:
- в полной мере проявился талант создателей дворца
- ограниченные пространством и близостью соседних построек
- они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.




Черты русского деревянного зодчества прослеживаются

- не только в ярусной структуре, но и
- в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей и в планировке комнат,
- напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с 3-я окнами по фасаду)
- Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных




Окно царской палаты
:
- украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами;
- базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов



Cторожевая башня с декоративными кокошниками и 8-ми гранной крышей

- была пристроена к Теремному дворцу с западной стороны
- Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца
- С высоты этой башни открывалась прекрасная панорама города
- Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами:
--- сориентированы по сторонам света,
--- напоминают резные обрамления окон Теремного дворца

Крутая шатровая крыша

- с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль

Для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием

- "золотой верх" находится на уровне 4-го этажа современного дома,
- но Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого расположен ТД, почти полностью скрывает его из вида.


Гербы в Крестовой палате

Фасады Теремного дворца

- можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского или Государственного Кремлевского дворцов
- Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади
- Из Оружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы.




У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни

- Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей
- В нем находились комнаты бытового назначения, а также
- запасы воды и свечей, заготовки овощей и солений




На 1-м этаже располагались мастерские царицы

- Здесь готовились все виды одежды, белья и другие ткани для домашнего обихода царской семьи
- Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.




3-я комната на 3-м этаже дворца - Престольная, или царский кабинет

- В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом
- В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца
- Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом




Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным

- Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту
- В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые
- Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик"




Здесь же располагались покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце

- в остальное время семья жила в деревянном дворце,
- какой по мнению современников считался более полезным для здоровья




Царские покои занимали 2-й этаж дворца

- Это были 4 палаты сравнительно небольших размеров,
- перекрытые сомкнутыми сводами с распалубками
- Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня.
- В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов,
- еще даёт о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности,
- деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей
- Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом
- Затем, при царе Алексее Михайловиче, роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись

- выполнена в 1836 г. по рисункам Ф.Г. Солнцева и Т.А. Киселева

На 2-м этаже находилась и личная купальня царя

- Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни
- Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню
- Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось
- В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги




На 3-м этаже были личные покои царя
:
- большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку
- Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.




В спальне

- стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином,
- вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями

В молельне

- были установлены 2 резных иконостаса,
- покрытых шворенным золотом,
- с иконами XVII-XVIII в.в.




В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор

- По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек,
- среди которых царь должен был выбирать себе невесту.
- Ему предстояло трижды пройти по коридору и
- вручить рушник счастливой избраннице




4-й этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим

- потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами
- В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись,
- выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.




3 галереи-гульбища окружали дворец по ярусам
:
- нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо
- располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета,
- где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.




С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор

- устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат,
- на которых собственно и были надстроены 3 этажа Теремного дворца.




Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой

- представляющей уникальный образец кузнечного мастерства.

С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо

- по которому поднимались на 2-й этаж в жилые покои царя

Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок

- расположенный по центру здания,
- окружает 3-я площадка - Верхний каменный двор.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т.Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».


Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.

В западной части Т.Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

>

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т.Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т.Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком — старцем Ипполитом.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г. Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.


Алексеев Ф.Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы


Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремле(1801)


Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)



Теремной дворец в Московском Кремле. 1635 - 1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг.

Расположенное на высоком кремлевском холме, здание ТД

- было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке
- Увенчанный золоченой кровлей чердака
- окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами
- ТД господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и
- составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля

В настоящее время ТД

- в составе Большого Кремлевского дворца
- является Резиденцией Президента Российской Федерации

________________________________________ _____________________
Некоторые фото .

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат – златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка – Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужил нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг., и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка - Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. Впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца древний памятник был включен в новый комплекс дворцовых зданий.

В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.