Форт шанец. Береговой форт кронштадта — александр-шанец

Памятник истории

Форт «Шанц»
Батарея «Александр-Шанец»

Страна Россия
Местоположение Кронштадт ,
Кронштадтское шоссе
Тип здания форт
Первое упоминание 1706 год
Дата основания 1706 год
Дата постройки 1706 год
Дата упразднения 1930 год
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810285013 № 7810285013
Состояние неудовлетворительное

Координаты : 60°01′32″ с. ш. 29°40′26″ в. д.  /  60.025556° с. ш. 29.673889° в. д. (G) (O) (Я) 60.025556 , 29.673889

Форт «Шанц» (он же Александровская батарея, он же Александр и Николай Шанцы) - памятник истории и архитектуры XVIII века . Расположен на западной окраине Кронштадта . Создан для защиты города от шведов во время Северной войны - в , несколько раз перестроен. Находится под охраной государства.

История

В 1706 году чуть впереди нынешнего правого фланга батареи был возведен земляной редут «Александр-шанец», долгое время являвшийся главным оборонительным сооружением на острове. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили деревоземляную «Александровскую» батарею. Дополнительно, для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». Все эти сооружения были кардинально перестроены летом 1855 года в ходе спешного усиления Кронштадта в связи с угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея № 7 («Александр-шанец»), на южном - батарея № 8 («Николай-шанец»), а между ними - батарея литер «В» (позднее получившая название «Куртинная»).

Без сколь-нибудь серьёзной модернизации укрепления просуществовали до конца XIX века, когда на их месте решили возвести группу батарей долговременного типа, получившую название «Шанц» (Форт «Шанц»). Строительство северной (пушечной) и центральной (мортирной) батарей началось в 1897 году и продолжалось 5 лет. Постройки выполнялись из бетона по принятым за основу проектам фортов «А» и «В», в которые вносились необходимые по местным условиям изменения. На пушечной батарее кроме основного вооружения установили четыре пушки, предназначенные для борьбы с возможными неприятельскими десантами. Для освещения прилегающего участка рейда на правом фланге поместили прожектор, скрывающийся при необходимости в шахте. Через некоторое время на левом фланге группы возвели южную (пушечную) батарею, аналогичную по постройкам, вооружению и оборудованию северной.

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее «Шанц» установлено не было, в то же время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт - «Риф».

Транспорт

Конечная остановка автобуса № 2

Примечания

Литература

  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2

Практическое ознакомление с укреплениями Кронштадтской крепости началось с фортов «Шанц» и «Риф» , расположенных непосредственно на острове Котлин , на его западной оконечности.

Как добраться?

Пасмурным ноябрьским днем 2011-го года мы доехали автобусом до острова. Сразу от остановки двинулись вдоль асфальтированной дороги на западную часть острова, мимо Морского кладбища, заколоченных домиков детских лагерей отдыха… Минут 25-30 бодрого шага – и мы достигли колючей проволоки, огораживающей правый (северный) фланг форта. До этого места по острову ходит, но довольно редко, автобус №3.

История форта "Шанц"

Форт "Шанц" был создан для защиты города от шведов во время Северной войны в 1706 году. Первоначально это был земляной редут «Александр-шанец», примыкавший к северному побережью острова. В начале XIX века рядом, на южном берегу Котлина, построили «Александровскую» батарею. Для защиты подступов к обоим укреплениям, между ними расположили небольшой пехотный редут «Михаил». В связи с угрозой атаки англо-французской эскадры летом 1855 года все эти сооружения были перестроены. Еще большая реконструкция была проведена на рубеже XX века, после чего форт получил название «Шанц» .

К 1930 году батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а часть казематов были переделаны под командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря. В Великой Отечественной войне батарея участия не принимала, но здесь базировались два 180-мм орудия Отдельной железнодорожной батареи, передвигавшихся по ветке Кронштадт - форт «Риф».

Как уже упоминалось, северную часть форта до сих пор занимают военные склады связи, а центральная и южная часть форта открыта для свободного доступа. Повсюду следы запустения и разграбления: срезанные металлические конструкции, выкорчеванные кабели... Часть подземных переходов и потерн просто засыпана для исключения проникновения.

GPS трек данного маршрута можно посмотреть и скачать .


Мечта увидеть Форт сбылась. На машине мы добрались до Форта "Шанец", расположенного в национальном парке "Западный Котлин".

Самый плодовитый на строительство царь Петр I не только основал город Кронштадт, но и заложил пять береговых батарей, которые успели построить к 1705 году. А уже через год на месте Толбухинской батареи была построена крепость "Святой Александр".

Тут хочется отойти от рассказа об истории этого места, а поговорить о искажении названия и главное о появлении "вымышленных братьев". Начнем с того, что Петру очень нравились иностранные слова, поэтому укрепления он конечно называл шанец.

Шанец (нем. Schanze — укрепление, окоп) — небольшое земляное фортификационное сооружение, использовавшееся для защиты артиллерийских орудий.

Поэтому очень скоро крепость "Святой Александр" начали называть Александр-шанец. На южном берегу построили укрепление "Николай-шанец", а по центру чуть впереди пешехотный редут "Михаил". В 1824 году случилось наводнение, которое погубило очень многие постройки Кронштадта, в том числе и укрепления западного Котлина. Поэтому их после отстроили в камне. В 1855 году сооружения кардинально перестраивают в ходе спешного усиления Кронштадтской крепости, вызванного угрозой атаки англо-французской эскадры. На северном берегу теперь располагалась батарея №7 ("Александр-шанец"), на южном - батарея №8 ("Николай-шанец"), а между ними - батарея литер "В" (позднее получившая название "Куртинная"). Как говорят именно в то время в строительстве принимал участие инженер по фамилии Шанц и с тех пор приставка "шанец" в названии преобразовалась в Шанц. Хотя может и раньше, доподлинно не известно, однако во многих документах конца 19 века уже упоминается "Александр Шанц" и "Николай Шанц". И конечно возникла легенда о братьях, в честь которых назвали укрепления.

В конце XIX века укрепления очередной раз перестраивают, теперь уже применяя самые последние технологии того времени. Форт именуют теперь просто "Шанц" или "Шанец". Так термин до того успевший постепенно превратиться в фамилию, остался единственным именем укрепления.

Форт оснастили пушками и оснастили прожектором, построили шахты. К началу 1930-х гг. батарея «Шанц» утратила свое боевое значение, вооружение было снято. Во время Второй Мировой войны стационарных береговых орудий на батарее "Шанц" установлено не было, в тоже время здесь базировалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея №19-А (2 орудия калибром 180 мм), курсировавшая по ветке Кронштадт - "Риф". После войны форт совсем забросили, строения обветшали разделил грустную судьбу остальных фортов - ветшание, замусоривание, разрушение...Летом 2014 г. на форте «Шанц» и близлежащем пляже проходили съёмки фильма «Батальонъ».

К началу 1930-х гг. батарея "Шанц" утратила свое боевое значение, вооружение было снято, а в части освободившихся казематов решили оборудовать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря.

Сейчас это заповедник "Западный Котлин". Здесь даже есть экологический маршрут. Для большинства же это место для прогулок и пикников, а также рыбалки.

Мы конечно прошлись по укреплениям. Поражает масштаб и осознание, что по сути форт после перестройки не воевал.

Лучше бы его оставили в камне, тогда с чисто исторической точки зрения было бы намного интересней.

Май, а значит куча народу пришло жарить мясо.

Спустившись вниз, выходишь сразу на берег Финского залива. По всему берегу установлены беседки и места для кострищ, многие с котелками.

Пляжи здесь очень приятные. Даже не верится, что это Балтика.

Не удержались помочили ножки.

После возвращения домой читала на одном из форумов, что летом здесь многие купаются. Глубина небольшая, поэтому вода прогревается.

Форт «Шанц» («Шанец») — полузаброшенное оборонительное укрепление в Кронштадте. Располагается на западной окраине острова Котлин. Является охраняемым историческим и архитектурным памятником. Северная часть принадлежит военным, остальная открыта для круглогодичного посещения. В современном виде форт существует с конца XIX века.

В 1706-м году главным оборонительным сооружением стал земляной редут. Позже на южном берегу острова появилась деревоземляная батарея. От земляного вала до батареи оборудовали пехотный редут. В 1855 году комплекс был перестроен и усовершенствован. Северная и южная батареи назывались «Александр-шанец» и «Николай-шанец» соответственно.

В конце XIX века на их месте началось строительство более современных батарей, так прежние сооружения морально устарели. В итоге форт «Шанц» состоял из северной и южной пушечных батарей и центральной мортирной батареи. К 1930 году вооружение сняли, в казематах оборудовали командный пункт. В годы Великой Отечественной войны комплекс практически не использовался.

Сейчас территория форта преимущественно заброшена. В высокой траве можно не заметить вход в вентиляционную шахту, а их довольно много, так что следует быть внимательным.

В 2 км от форта «Шанц» располагается по-настоящему заброшенный форт «Риф» . К нему ведет дорога через природный заказник «Западный Котлин», образованный в 2012 году. Проезд на автомобиле запрещен.

Как добраться до форта «Шанц»

Из центра Кронштадта прямиком до форта «Шанц» ходит местный автобус № 2 (№ 2Кр).

При движении на автомобиле из Санкт-Петербурга нужно свернуть с КАД направо на Крондштадское шоссе. Возле КПП есть стоянка.

Андрей Вест,
г.Санкт-Петербург

Сегодня продолжим исследовать зону Кронштадта, которую мало или совсем не знают туристы. Речь пойдет о береговом форте Александр-шанец.

Следуя по дамбе от Горской, въехав на остров Котлин, поворачиваем на съезд в город-крепость Кронштадт, но не поворачиваем направо в город, а уходим налево — на Котлинскую косу, западную оконечность острова. Проезжаем поворот на аэродром Бычье поле, оставляем справа Кронштадтское кладбище, проезжаем ещё немного и за одним из поворотов перед нами открываются мощные укрепления форта Александр-шанец.

Южная часть форта закрыта, там до сих пор базируется воинская часть. Северная часть до недавнего времени была тоже закрыта. Но поскольку там всё вооружение давно демонтировано, часть батареи Куртинная и Северную батарею открыли.

Береговой Александр-шанец является объектом культурного наследия России и мира, внесён в список объектов культурного наследия Юнеско. Да и сама Котлинская коса стала природным заказником. А теперь, собственно, о форте.

Официальная версия гласит, что данный форт появился в 1706 году. Но есть сведения, что ещё весной 1704 года во время строительства первого островного форта Кронштадта – Кроншлота — одновременно с ним, на западной стороне острова Котлин была поставлена Петровская батарея.

К сожалению, мне не удалось уточнить эти сведения и точное место расположение этой батареи, поэтому выдвигаю версию, что, возможно, именно Петровская батарея и явилась предтечей форта Александр-шанец.

Собственно, сам форт Александр-шанец состоит из трёх укреплений: Южной, Северной и Куртинной батарей.

Нынешний вид форт обрёл в середине 19 века при спешной его перестройке в связи с угрозой нападения на Кронштадт и Санкт-Петербург англо-французского флота в ходе крымской войны. Впоследствии был вооружён нарезными пушками разных калибров, в том числе и специальными, противодесантными.

Перед фортом, как и полагалось в те времена, был вырыт крепостной ров, затруднявший подход по суше к форту. Построены позиции и орудийные погреба. В 1930 году вооружение форта было демонтировано, и на форте был создан командный пункт штаба Балтийского флота. Также была проложена ж/д ветка от города до форта Риф, который находится на самой оконечности Котлинской косы, и доступ куда запрещён — там базируется воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны по этой ветке курсировал «бронепоезд» — паровоз и несколько ж/д платформ, на которых были установлены два 180 мм. орудия и несколько зениток. Он поддерживал своим огнём защитников Ораниенбаумского пятачка. Этим помог им выстоять, не позволив фашистам выйти на берег Финского залива, на расстояние прямого выстрела полевых орудий по Кронштадту.

Немецко-фашистские захватчики пытались вычислить, разведать по какому маршруту курсирует этот бронепоезд, но в Кронштадте предателей не было, а заслать сюда агентуру фашистам не удавалось — СМЕРШ Балтфлота работал очень хорошо.

Что поражает, когда впервые знакомишься с остатки этого форта, боевыми позициями, траверсами, боевой улицей, валгангом — это МОЩЬ! Когда я впервые увидел этот форт, его укрепления, смог оценить сооружения, я был поражён до глубины души, до спазма в горле. Я почувствовал Гордость за своих предков, за Историю страны. Какой волей и ответственностью за страну, за её безопасность надо было обладать, чтобы построить такое грандиозное сооружение на болотах, на месте, где строительство таких крепостей НЕВОЗМОЖНО! Но Русские смогли построить кирками, ломами и лопатами мощнейшее оборонительное укрепление. И только там, на форте, я наконец понял, почему Кронштадт с его укреплениями был самой мощной морской крепостью в мире в 18-19 вв.

Поднявшись на валганг, я не поверил своим глазам! Он тянулся не несколько сотен метров, как минимум не меньше 300 — это была Куртинная батарея, серединное укрепление. Естественно, что на Южную часть форта я попасть не смог, зато вволю полазил по Северной и Куртинной батареях.

Рассказывать об этом бессмысленно. Это надо видеть, видеть и прочувствовать. Именно там ты понимаешь всю их неприступность для возможных атак десанта. Особенно впечатляют траверсы, в которых когда-то были вмонтированы киоты с иконами, следы от которых видны до сих пор. Плиты, на которые монтировались станины крепостных орудий, орудийные погреба.

Берег Финского залива от форта был в нескольких десятков метров. Налазившись по Александр-шанцу, я решил выйти на берег — передохнуть свежим морским воздухом. Выйдя на берег, я глянул в сторону оконечности косы и обомлел! Я, впервые в своей жизни увидел укрепления форта Риф и был потрясен. И очень жалел, что не захватил с собой бинокля. Но мой фотоаппарат позволил мне сделать более или менее приличных снимков Рифа, несмотря на то, что до него было около двух километров и на море стояла дымка.

Сколько я смог рассмотреть с такого расстояния, этот форт не менее мощное сооружение, чем Александр-шанец. Но и это ещё не всё! Отведя глаза, я наткнулся ещё на одну историческую фортификационную достопримечательность Кронштадта — Толбухин маяк, построенный по личному указанию Петра Великого от 13 ноября 1718 года и первоначально носивший название Котлинский, а в 1736 году, переименованный в честь полковника Федота Семёновича Толбухина. И его тоже я смог сфотографировать несмотря на то, что до него было около пяти километров.

Чтобы понять мои чувства и эмоции, лучше самим побывать там и увидеть всё своими глазами. Пройти по валгангу своими ногами, походить по орудийным погребам самому, подсвечивая себе фонариком. Уверен — не пожалеете!