Мыс панагия как добраться на авто. Мыс Панагия – на страже двух морей

Мыс Панагия (в переводе с греческого - «просвира») расположен на юго-западе Таманского полуострова, у черноморского начала Керченского пролива, в 12 км от станицы Тамань. Напротив него, посреди моря, белеет цепочка высоких и узких скал, «при заходе солнца напоминающих кильватерную колонну парусных фрегатов».

Мыс высотой около 30 м сложен известняком мэотического возраста. Это древний риф моря, состоящий из нежных скелетов колоний мшанок. По обе стороны от него берег сложен слоистыми глинами, в которых пропластками залегает гипс, тогда как цепочка скал, протянувшаяся от мыса на 1,5 км, опять состоит из мшаиковых известняков. Эти рифы, образовавшиеся в теплом мэотическом море, были затем погребены под глинистыми наносами, а в современную эпоху море «откапывает» древний рельеф.

Береговые обрывы Панагии разрушаются не только под ударами морских волн, они подвержены и карстовым процессам.

Образование мыса и скалистых островков объясняется не столько наличием известняков (тем более что они сильно кавернозны и сравнительно легко разрушаются), сколько большой разницей механической устойчивости глины - и известняка по отношению к действию морских волн. Глинистый берег разрушается еще быстрее, чем известняк, и берег отступает с большой скоростью, оставляя в море цепочку известняковых скал.

Между мысами Панагия и Тузла 2000 лет назад существовал греческий город Корокондамма. Он давно разрушен морем, которое с тех пор «съело» 2000 м берега (в среднем по 1 м в год). На это указывают скалы среди моря, а также геологическое строение морского дна и берега.

На мыс Панагия в -прошлом приезжали десятки крупных ученых - академики Андрусов, Губкин, Архангельский и другие, чтобы лично убедиться в столь интенсивном наступании моря на сушу.

Отчего оно происходит? Как показали подводные археологические раскопки в Фанагории, проведенные В. Д. Блаватским в 1958 году, остатки древних сооружений Фанагории ныне находятся местами на дне Таманского залива, на 3 - 4 м ниже современного уровня моря. Эти находки неоспоримо свидетельствуют о том, что со времен Боспорского царства, то есть за последние 2 - 2,5 тыс. лет, произошло значительное поднятие уровня моря относительно суши или же опускание суши относительно уровня моря. Вот почему море наступает на сушу.

С мысом Панагия связаны героические события боев Великой Отечественной войны. Здесь в 1943-1944 годах стояла 743-я батарея с крейсера «Коминтерн» капитан-лейтенанта С. Ф. Сиахова, которая вела огонь по фашистским захватчикам, засевшим на керченском берегу. В честь моряков-артиллеристов на невысокой гряде, примыкающей к мысу, установлен скромный обелиск.

Мыс Панагия и берег, прилегающий к нему, может быть превращен в своеобразный полигон для изучения динамики береговой зоны. Он может быть использован также как природно-экскурсионный объект при организации полевых практик студентов-географов и школьных краеведческих экскурсий. Понятно, что он нуждается в строгой охране.

Wiki: ru:Панагия (мыс) uk:Панагія (мис) es:Cabo Panagiya

Это описание достопримечательности мыс Панагия 36,2 км на юго-восток от Керчь, Краснодарском крайе (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

14.07.2014. Путь к Панагии был долгим, трудным и тернистым. :) И совсем не потому, что далеко, или, например там, рельеф сложный... А всë потому, что в Стране имени Большой Нефтегазовой Трубы шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на что-нибудь закрытое и стратегически важное нефтегазоперекачивающее! Вот и в этот раз... Незадачливо выдвинулся я к мысу со стороны Волны. По прямой - километров 5-6 всего. Ерунда, в общем... Но оказалось, что всë там напрочь позастроено и перегорожено нефтяными терминалами. Это, собственно, как раз и есть строящийся порт "Тамань"...
Обход - несуразно огромный. И попытался я, соответственно, "срезать" по полосе прибоя. Физически-то там пройти мимо заборов вполне можно, но камеры же везде, охрана... Ну и, естественно, "приняли" меня. Благо, опыт общения с различными охранами на тему "нарушение пропускного режима" у меня уже имеется богатый (причëм сугубо положительный). Как обычно, проверили личность (надо сказать, в этот раз весьма тщательно), побеседовали, и, наставив на путь истинный, отпустили. В компенсацию потраченного времени удалось даже подзарядить телефон.
А идти всë же пришлось в обход...
Ну, долго ли, коротко ли - обошëл я всë это нефтегазовое хозяйство и выбрался на мыс. Место довольно живописное, тем более, для такого унылого, в целом, района, как Таманский полуостров... Впрочем, вода здесь такая же мутная и холодная, как, например, на Бугазской косе. Возможно даже, ещë мутнее, ведь море непрерывно размывает здешний высокий глинисто-песчаный берег...
Почитал надписи на упомянутом в тексте памятнике, залез на невысокий маяк, расположенный тут же, и пошëл к ДОТам береговой батареи искать тайник...
Прибрежным ДОТам остались считанные годы - море наступает с большой скоростью, "поедая" берег... А с другой стороны наступают нефтяники и строящийся порт.
Ближайший к морю ДОТ уже наполовину висит в воздухе - земля осыпается из-под него, всë более обнажая основание... В течение ближайших 20 лет вся железобетонная конструкция (вместе с находящимся там сейчас тайником) рухнет в море.
Ну а пока тайник лежит на своëм месте и доступен. Правда, "блокнот" представляет собой отдельный листок, а пишущего средства и вовсе не было.
Даже тот маленький блокнот, что у меня имелся, в контейнер не поместился. Зато карандаш я добавил. А также традиционный танк. А также нормально замаскировал, а то было всё на виду. Просьба к следующим посетителям - маскировку сохранять в том же виде.
После осмотра прибрежных построек дошëл и до тех, что в глубине берега. Там всë не менее, а то и более печально. И тайника, что был когда-то, сейчас нет... Да и не нужен он там, по большому счëту. Как не нужна людям и память о прошлом, судя по всему. Пусть уж лучше остатки батареи уничтожит море, это хотя бы не будет так обидно. Потому что иначе всë равно уничтожат люди...

P.S.: Есть такая книга "Пролив в огне": https://lib.rus.ec/b/283157/read . Один из еë авторов - командир этой батареи в годы войны С. Ф. Спахов (памятник посвящëн как раз ему).

"...Мыс Панагия (в переводе с греческого - «просвира») расположен на юго-западе Таманского полуострова, у черноморского начала Керченского пролива, в 12 км от станицы Тамань. Напротив него, посреди моря, белеет цепочка высоких и узких скал, «при заходе солнца напоминающих кильватерную колонну парусных фрегатов».
Мыс высотой около 30 м сложен известняком мэотического возраста. Это древний риф моря, состоящий из нежных скелетов колоний мшанок. По обе стороны от него берег сложен слоистыми глинами, в которых пропластками залегает гипс, тогда как цепочка скал, протянувшаяся от мыса на 1,5 км, опять состоит из мшаиковых известняков. Эти рифы, образовавшиеся в теплом мэотическом море, были затем погребены под глинистыми наносами, а в современную эпоху море «откапывает» древний рельеф.
Береговые обрывы Панагии разрушаются не только под ударами морских волн, они подвержены и карстовым процессам.
Образование мыса и скалистых островков объясняется не столько наличием известняков (тем более что они сильно кавернозны и сравнительно легко разрушаются), сколько большой разницей механической устойчивости глины - и известняка по отношению к действию морских волн. Глинистый берег разрушается еще быстрее, чем известняк, и берег отступает с большой скоростью, оставляя в море цепочку известняковых скал.
Между мысами Панагия и Тузла 2000 лет назад существовал греческий город Корокондамма. Он давно разрушен морем, которое с тех пор «съело» 2000 м берега (в среднем по 1 м в год). На это указывают скалы среди моря, а также геологическое строение морского дна и берега.На мыс Панагия, в прошлом, приезжали десятки крупных ученых - академики Андрусов, Губкин, Архангельский и другие, чтобы лично убедиться в столь интенсивном наступании моря на сушу.Как показали подводные археологические раскопки в Фанагории, проведенные В. Д. Блаватским в 1958 году, остатки древних сооружений Фанагории ныне находятся местами на дне Таманского залива, на 3 - 4 м ниже современного уровня моря. Эти находки неоспоримо свидетельствуют о том, что со времен Боспорского царства, то есть за последние 2 - 2,5 тыс. лет, произошло значительное поднятие уровня моря относительно суши или же опускание суши относительно уровня моря. Вот почему море наступает на сушу.
С мысом Панагия связаны героические события боев Великой Отечественной войны. Здесь в 1943-1944 годах стояла 743-я батарея из 130мм орудий с погибщего крейсера «Коминтерн» капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова, которая вела огонь по фашистским захватчикам, окупировавшим керченский берег. В честь моряков-артиллеристов на невысокой гряде, примыкающей к мысу, установлен скромный обелиск.
Мыс Панагия и берег, прилегающий к нему, может быть превращен в своеобразный полигон для изучения динамики береговой зоны. Он может быть использован также как природно-экскурсионный объект при организации полевых практик студентов-географов и школьных краеведческих экскурсий. Мысу Панагия присвоен статус памятника природы."

Таманская земля имеет богатую и интересную историю, а мыс Панагия в южной части полуострова (12 км от Тамани) является одним из мест, где насыщение историческими событиями наиболее велико. Какие-то из этих событий уже практически не оставили ничего, что бы о них свидетельствовало, а какие-то и сейчас напоминают о себе.

2000 лет назад на этой земле, у мыса Тузла стоял крупный город Корокондама - один из городов Боспорского государства. Под водой у Панагии были найдены античные якоря, фрагменты древних амфор, различная керамика.

Существует версия, что мыс Панагия является местом зарождения христианства на российской земле. Само название мыса происходит от греческого «всесвятая» и первоначально принадлежит изображению Богоматери. Проникновение христианства в Северное Причерноморье связывают с проповедованием на Северном Кавказе христианства апостолом Андреем Первозванным в I в. н. э.

Мыс Панагия также вписан и в историю Великой Отечественной войны. Именно здесь с конца тридцатых до 1942 года располагалась 33-я батарея Керченской военно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная 203 мм орудиями, а впоследствии была размещена 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова. Остатки последней довольно хорошо сохранились и до сих пор.

743-я батарея была передислоцирована сюда из под Туапсе, а четыре 130 мм орудия батареи были демонтированы с погибшего в 1942 году крейсера «Коминтерн». Крейсер был построен в 1881 году и имел на борту восемь 130 мм палубных орудий. В июле 1942 года во время массированного авианалета немецкой авиации крейсер получил прямое попадание бомбой, а еще через две недели, уже в другом порту во время очередного авианалета неразорвавшаяся авиабомба пробила корабль насквозь. В условиях отсутствия ремонтной базы, сильно поврежденный, устаревший и изношенный корабль было решено разоружить и затопить.

На Таманский полуостров батарея была передислоцирована сразу после освобождения Новороссийска. В это время сюда также прибыли еще две батареи - 723-я — у поселка Кротково и 770-я, включенная в 163-й отдельный артиллерийский дивизион, — на косу Тузла. Работы по демонтажу со старых позиций и строительству и оборудованию новых были проведены в рекордно сжатые сроки. На огневой позиции старой взорванной батареи (на полкилометра севернее по побережью) было решено устроить ложную. В последствии врагом на нее было сброшено множество бомб и выпущено снарядов, об этом и по сей день свидетельствует рельеф местности. Рядом с основными орудиями были установлены 45 мм зенитные орудия для защиты батареи от воздушных ударов.

Батарея обстреливала позиции противника на Крымском полуострове, но была готова к обстрелу целей и на воде - по фашистским кораблям в Керченском проливе и в портах противника. Благодаря наиболее выгодной позиции 743-я активно участвовала в артподготовке при высадке десанта в Крыму 1 ноября 1943, а также прикрывала дальнейшее наращивание сил, а в декабре 1943 согласованным огнем с 663-й батареей была потоплена немецкая быстроходная десантная баржа.

Сегодня от батареи остались засыпанные дворики орудий, наблюдательный пункт на обрыве, несколько дотов, подземные помещения и ходы. У маяка установлен скромный обелиск. В этом месте море активно наступает на берег, съедая ежегодно около 1 метра. Подземная часть наблюдательного пункта уже нависает над обрывом. При посещении объекта старайтесь не приближаться к обрыву - оползни тут не редкость.