Необычные субмарины. Семь самых необычных подводных лодок

Среди дорогостоящих «игрушек» эксцентричных миллионеров теперь можно увидеть не только шикарные автомобили, гигантские особняки и виллы, первоклассные частные самолеты и поражающие воображение корабли, но и личные подводные лодки!

(Всего 10 фото)

10. Частная подводная лодка Nautilus VAS - $2,7 миллиона

Эта роскошная субмарина «военного образца» вмещает до 8 человек, способна погружаться на глубину до 2000 метров и может оставаться под водой в течение 4 дней. Подлодка оборудована шлюзовым отсеком, позволяющим дайверам покидать борт и осматривать глубоководное пространство. В Nautilus VAS также имеется гальюн, лестница, мини-бар, цифровое телевидение и стереосистема.

9. Подводная лодка «Тритон 3300/3» - $3 миллиона

Трехместная субмарина «Тритон» размером 4 метра в длину и 3 метра в ширину способна опускаться на глубину до 1000 метров. Подводная лодка в форме пузыря отлично подходит для морских прогулок и научной работы, так как из прозрачной акриловой капсулы открывается панорамный вид на подводный мир. Для освещения темных подводных глубин «Тритон» использует мощные светодиодные фары.

За 3 миллиона долларов вы приобретете не просто комфортное подводное судно: в стоимость также входит четырехнедельное обучение по ее управлению и обслуживанию. Знаменитый канал «Дискавери» использовал «Тритоны» для съемок документального фильма о легендарном ужасе морей - гигантском кальмаре.

8. Катер для подводного плавания Marion Hyper-Sub - $3,5 миллиона

Этот глубоководный аппарат является нечто средним между подводной лодкой и катером. На воде он может развивать максимальную скорость до 40 узлов при максимальной дальности плавания в 920 километров, а также оснащен дизельным двигателем в 440 лошадиных сил. Используя самозаряжающуюся электрическую/гидравлическую систему погружения, судно может опускаться на глубину до 76 метров. Объемы катера позволяют размещать в нем небольшой экипаж в составе 5 человек, который получит в свое распоряжение кожаные сидения и деревянную обшивку.

Изобретатель лодки Рейнольдс Мэрион заявил, что созданный им опытный образец пригоден как для проведения морских исследований и прогулок, так и для военных целей.

7. Подводная лодка «Nomad 1000» - $6,5 миллиона

«Nomad 1000» - это автономная подводная лодка, которая способна держаться на поверхности (с помощью мощных дизельных двигателей) одну минуту, а затем исчезнуть под водой в течение следующей. Субмарина способна покрыть до 1000 морских миль (1850 километров) и оставаться под водой в течение 10 дней.

С полутораметровых акриловых смотровых окон открывается впечатляющий вид на морские просторы. Лежа на двуспальных кроватях, пассажиры имеют возможность наслаждаться «подводным кино», а 1000-ваттные кварцевые галогенные подводные фары будут разгонять мрак. На палубах подлодки, рассчитанных на 30 пассажиров, расположены каюты с ванной комнатой, а также просторные гостиные со столовой.

6. «Подводный автобус» Proteus - $8 миллионов

Бывший французский морской пехотинец Эрве Жобер, возглавляющий в ОАЭ компанию «Эксамос» по производству частных подлодок класса люкс, сконструировал «подводный автобус» под названием Proteus, вмещающий 14 пассажиров, совмещающий в себе функции роскошной яхты. Такой 19-метровый аппарат выглядит как «подводный лимузин» с широкими диванами, панорамными окнами и джакузи. На нем вполне можно устраивать крутые вечеринки или проводить секретные переговоры.

5. Батискаф Deepsea Challenger - $8 миллионов

Сняв два кассовых блокбастера и завоевав Голливуд, режиссер Джеймс Кэмерон на этом не успокаивается и решает покорить океан. Славящийся своей любовью ко всему масштабному и дорогому, в 2012 году он в одиночку достигает дна Марианской впадины - самой глубокой точки Земли. Такое путешествие стало реальностью благодаря специально разработанному одноместному батискафу под названием Deepsea Challenger, оснащенному специальным оборудованием для фото- и видеосъемки под водой. Устройство весом 11 тонн и длиной более 7 метров было разработано и построено по заказу Джеймса Кэмерона в течение 8 лет в Австралии.

Это стало вторым пилотируемым погружением в «Бездну Челленджера» в истории, а также первым одиночным и самым длительным из всех. Спуск в Марианский желоб занял 2 часа 36 минут; на 11-километровой глубине Кэмерон пробыл около 3 часов. В ходе погружения режиссер снимал видео в 3D, которое затем смонтировал в документальный фильм.

4. Субмарина Yellow Submarine - $12 миллионов

Эта «Желтая субмарина» - собственность одного из основателей компании Microsoft Пола Аллена. 12-метровое судно может оставаться под водой в течение недели. Большой любитель морских и подводных путешествий, предприниматель утверждал, что обнаружил на дне обломки судов, потерпевших кораблекрушение. Он также является владельцем яхты под названием «Осьминог» стоимостью $200 миллионов, в которой могут вместиться два вертолета, семь лодок и экипаж из 60 человек. А ее недельное обслуживание обходится Аллену в $384 тысячи.

3. Субмарина «Seattle 1000» - $25 миллионов

«Seattle 1000» - это огромное судно длиной 36 метров и высотой с трехэтажное здание, которое может оставаться под водой в течение 20 дней. Дальность ее плавания составляет 3000 морских миль (5550 километров), а это означает, что на подлодке можно отправиться в трансатлантическое путешествие. Мегаглубинная субмарина также может похвастаться 5 каютами, 5 ванными комнатами, 2 тренажерными залами, винным погребом, кухней, акриловой палубой для отдыха пассажиров, кормовым отсеком для ныряльщиков. Иллюминаторы большой гостиной достигают 2,5 метра в диаметре. Пожалуй, данную субмарину можно назвать одной из самых роскошных в мире.

2. Частная подводная лодка «Phoenix 1000» - $80 миллионов

По внутреннему убранству «Phoenix 1000» сравним с суперъяхтой, в технологическом же плане превосходит ее, поскольку является одновременно и яхтой, и подводной лодкой. 65-метровое судно имеет 10 спален, несколько спортзалов, винный погреб, джакузи и многие другие удобства. «Яхта» способна погружаться на глубину до 300 метров, а интегрированная в ее корпус мини-субмарина - на все 600 метров. Также мини-субмарина может доставлять пассажиров с поверхности на подводную лодку, находящуюся на глубине, и обратно.

Из-за обширного внутреннего пространства площадью более 460 квадратных метров этого морского гиганта называют крупнейшей в мире субмариной класса люкс.

1. Яхта-субмарина Migaloo - $2,3 миллиарда

Да, вы не ошиблись. Это современное роскошное приватное судно является одним из самых дорогих транспортных средств и самой дорогой лодкой в мире.

Migaloo сочетает в себе функции субмарины и яхты, хотя судно больше похоже на «плавающий город». Длина белого гибрида составляет рекордные 115 метров, а свое название он получил в честь белого горбатого кита-альбиноса. На кормовой части палубы расположен трехметровый бассейн и посадочная площадка для вертолета. Все это закрывается специальными механизмами перед погружением гибрида в воду. Среди других удобств следует упомянуть двухуровневые каюты, кинотеатр, VIP-люксы, библиотеку, тренажерный зал, игровую комнату, прачечную, приватные комнаты отдыха, лифты, доставляющие пассажиров на разные уровни палуб.

Главный эксклюзив этого плавучего сооружения - в его способности «нырять» на глубину в 240 метров, чего не удавалось сделать ни одной суперъяхте в мире. К сожалению, шестипалубная Migaloo пока еще не бороздит просторы морей и океанов, а находится в стадии строительства.

Минный заградитель проекта «632»

В середине прошлого века военные моряки Советского Союза заказали специальный корабль – подводный заградитель минного обеспечения. Над проектом поручили работать ЦКБ-18, и в 1956 году начались работы по проектированию подводного минного заградителя.

В связи с большой нагрузкой ЦКБ-18 над проектированием ракетных подводных лодок, проект подводного корабля, готовностью около 40 процентов, передают коллективу ЦКБ-16.
Исходя из требований проекта, подлодка должна была иметь дизельный двигатель и вмещать специального вооружения порядка 90 мин «ПЛТ-6», специально спроектированных для подводных кораблей, также должна была присутствовать возможность быстрого переоборудования заградителя в транспортную подводную лодку для транспортирования людей и перевозки масла, топлива и воды. Хранения специального вооружения осуществлялось по революционной технологии, расположения мин между отсеками.
К концу 1958 года проект подводного заградителя «632» был принят Государственной комиссией, но в семилетний план кораблестроения, начинавшийся в декабре 1958 года, проект не вошел, зато включили подводную лодку проекта «648». Все работы после утверждения семилетнего плана по проекту минного заградителя были остановлены, и в конце концов прекращены. Из основных причин не реализации проекта, большая стоимость аккумуляторных батарей и то, что подлодка проекта «648» могла выполнить все задачи решаемые проектом «632» и кроме этого могла выполнять еще и другие задачи подводного транспортирования.

1 – отсек размещения торпедного ; 2 – отсек для установки аккумуляторов; 3 – отсек личного состава; 4 - ЦП; 5 – отсек размещения минного вооружения; 6 – стеллажи для хранения мин;
7 – дизельный отсек; 8 – труба принятия и сброса мин; 9 – электромашинный отсек; 10 - кормовой отсек

Основные характеристики:
- водоизмещение 3.2 тысячи тонн;
- длина 85 метров;
- ширина 10 метров;

- автономность плавания 80 суток;
- экипаж подлодки 90 человек;
- средняя скорость 15 узлов;
- длительность плавания один месяц;
Вооружение:
- мины около 90 штук;
- минные устройства 4 единицы;
- 4 ТА калибра 533-мм;

4 ТА калибра 400-мм.
Транспортировка:
- людей до 100 человек;
- боеприпасы, грузы, продовольствие до 120 тонн;
- топливо до 130 тонн.

Ракетный катер подводного погружения «Дельфин»

Идею создания такого уникального проекта подал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Во время пребывания в Севастополе и осмотре военно-морской базы, Хрущев заметил стоящие рядом ракетные катера и подводные лодки и высказал идею по созданию погружаемого подводного флота при применении противником атомного оружия. Только потому, что идею подал сам Первый секретарь, проект, столь не совместимый по требованиям, продолжал упорно разрабатываться.

Проект, получивший номер «1231», поручили разрабатывать ЦКБ-19, для разработок и постройки опытных образцов ему передали морской завод города Ленинграда. Именно это послужило объединению ЦКБ-19 и Ленинградского ЦКБ-5 в дальнейшем в ЦКБ «Алмаз».
Разработка уникального корабля велась с большими трудностями, стоит заметить, что основные разработки делало катерное бюро, которому на ходу приходилось изучать проектирование подводных кораблей. Связать вместе надводный корабль и подлодку было трудно выполнимым занятием и конструкторам приходилось проявлять чудеса изобретательности и упрощения.

В соответствии с техническим заданием, полученным от военно-морского ведомства Советского Союза проект «1231» должен был использоваться для нанесения быстрых ракетных ударов по надводному транспорту противника в местах, близких к основным базам противника. Ракетные корабли должны были прибыть в заданный район и находиться в нем в погруженном состоянии и ожидать приближения надводных сил противника. При достаточном приближении противника ракетные корабли, всплывая, выходили на дистанцию нанесения ракетного удара, после чего уходили на большой скорости в подводном или надводном положении.

Работы по проектированию необычного корабля начались в начале 1959 году и закончились с уходом Никиты Хрущева с ведущих политических должностей в 1964 году. Никто точно сейчас сказать не может, чем закончились бы работы по постройке погружающего ракетного корабля, не уйди Никита Хрущев с должности Первого секретаря ЦК партии.

Основные характеристики:
- надводная скорость 38 узлов;
- подводная скорость 4 узла;
- экипаж корабля 12 человек;
- четыре крылатые ракеты комплекса «П-25»;
- приблизительная стоимость в 1960 году – 40 миллионов рублей;

Десантно-транспортная лодка проекта «717»

К 1962 году американский подводный флот совершает рывок в строительстве атомных подводных кораблей. Советский Союз пытается в срочном порядке догнать и перегнать основного конкурента в атомном кораблестроении.
Для получения статуса лидера Советский Союз начинает проектирование больших подводных лодок различного назначения. В 1967 году КБ «Малахит» получает техническое задание от военно-морского ведомства на проектирование подводной лодки для транспортировки десанта до 1000 человек и десятка единиц бронетехники для выполнения боевых задач.

КБ «Малахит» уже имело опыт разработки больших подводных кораблей проекта «664» и проекта «748».
Если бы атомоход был построен, он стал бы самым крупным подводным кораблем за всю . Водоизмещение 18 тысяч тонн, высота с пятиэтажный дом, длина равная 2-м футбольным полям – настоящий гигант подводного мира предназначался для транспортирования полка морской пехоты и различного вооружения и грузов до заданных районов высадки для захвата плацдармов на территории противника.
В соответствии с проектом, корпус субмарины был сделан из 2-х цилиндров. В отсеке центрального значения размещался личный состав лодки и десантных подразделений, количеством более одной тысячи человек. По бокам лодки в отсеках размещались донные мины в количестве до 400 единиц, расстановка которых по расчетам могла запереть в Норфолке весь состав шестого флота США. К 1969 году работы по проектированию лодки проекта «717» были закончены.
Но к тому времени Советскому Союзу срочно требовались субмарины с баллистическими ракетами для достижения военного паритета с США, все силы ЦКБ и судостроительных заводов были брошены на разработку и постройки атомных подлодок с ядерным вооружением. Все работы над морским левиафаном были приостановлены и в конце концом остановлены.

Основные характеристики проекта «717»:
- ширина 23 метра;
- глубина погружения до 300 метров;
- скорость хода 18 узлов;
- длительность автономного плавания 2.5 месяца;
Вооружение:
- шесть торпедных аппаратов;
- 18 противолодочных ракет;
- артиллерийские орудия 2 установки;
Транспортировка:
- полк морской пехоты с 4 БТР-60;
- батальон морской пехоты с 20 единицами бронетехники.

Проект «667М» - атомная субмарина «Андромеда»

В начале 80 годов у США начинают появляться атомные субмарины с ракетами «Томагавк» способные поразить цель на расстоянии в 2.5 тысяч километров. В Советском Союзе, в КБ им. Челомея вдогонку срочно разрабатывают комплекс «Метеорит-М». Крылатая ракета комплекса «ЗМ25» по скоростным показателям превосходила американский аналог «Томагавк» и имела назначение – уничтожение наземных объектов и целей противника.

Именно под этот ракетный комплекс начали проектные работы над переоборудованием подлодки проекта «667А», которая встала в строй ВМФ СССР в конце 1970 года. Работы проводились с 82 по 85 год на Северодвинском заводе. Был полностью заменен ракетный отсек, в новом отсеке располагались 12 ракет комплекса «Метеорит-М».

Подводный корабль получает новое обозначение «667М», номер «К-420», американцы назвали ее «Yankee-sidecar». В конце 1983 года входит в состав Северного флота, и через 30 дней начинаются боевые испытания ракетного комплекса. Ракеты не только точно ложились в цель, но и превышали все заявленные показатели, не было поломок и аварийных ситуаций.
В 1989 году после конверсии проект закрывают. Ракеты отстреливают, а субмарину используют как торпедную подлодку. В 1993 лодку ставят на длительное хранение.

Основные характеристики «Андромеды»:
- водоизмещение 7.7 тысячи тонн;
- длина 130 метров;
- ширина 12 метров;
- осадка 8.7 метра;
- глубина погружения 320 метров;
- скорость 27 узлов;
- экипаж 120 человек;
Вооружение:
- РК «Метеорит-М», боезапас 12 ракет;
- ТА калибра 533-мм;
- система управления РК «Андромеда».

Подводные баржи и танкеры

В 80 годах стала актуальной идея подводных барж и танкеров. В противостоянии между Ираком и Ираном всего за 2 года было уничтожено порядка 300 различных нефтяных судов и транспортов.

Западные страны и Советский Союз вынуждают охранять транспортные средства, и поэтому в СССР, в КБ «Малахит», начинает реализовываться проект атомной субмарины транспортного назначения.

К началу 1990 года были полностью готовы проекты танкеров и барж грузовместимостью до 30 тысяч тонн. Но из-за смены политического строя, развала СССР на отдельные государства, проекты подводных супертранспортников так и не были реализованы.
Возвращаться к идее подводных тяжеловозов начали сегодня из-за обострившихся случаев морского терроризма.
Подводный транспорт сможет доставить больше груза на глубине до 100 метров при скорости до 19 узлов. Команда подобных транспортников составит порядка 35 человек.

Подводные лодки - страшное и скрытное оружие, которое первоначально находилось на вооружении военных. Однако со временем оказалось, что не только они нуждаются в скрытном средстве для перемещения. Достаточно только вспомнить капитана Немо и его Наутилус. Его субмарина заметно выделялась из всего того, что мог на тот момент предложить научно-технический прогресс.

И если у военных форма подводных лодок уже традиционна, выполняя вполне определенные задачи, но гражданские могут позволить себе пофантазировать. Именно мирным целям и служат самые необычные субмарины. Одни аппараты проводят уникальные исследования, а другие просто служат способом развлечься. Расскажем ниже о десяти самых необычных подводных лодках.

Hyper-Sub. В своем надводном положении эта субмарина быстро трансформируется в скоростной катер. Казалось, что раньше такие устройства были доступны только супер-шпионам, наподобие Джеймса Бонда. Думается, и он бы не отказался в одной из своих миссий использовать этот быстрый катер, способный к тому же плавать под водой. Такой аппарат стоимостью в 3,5 миллиона долларов выпустила компания Marion Hyper-Submersible Powerboat Design. Чтобы разработать, а затем и создать свое творение инженеры потратили целый 31 год! Зато, поступив в продажу, он буквально перевернул представление о том, что вообще должны уметь персональные субмарины. В качестве катера Hyper-Sub разгоняется до 40 узлов, а погрузившись под воду аппарат может достичь глубины в 80 метров.

Желтая подводная лодка. Это устройство знаменито само по себе, будучи воспетым легендарными "Биттлз". Едва ли они представляли, что поют о такой подводной лодке. Она вмещает всего двух человек, зато может погружаться на глубину до трехсот метров. Исследователям морского ландшафта внутри субмарины хватит воздуха на шесть часов. Лодка оснащена по последнему слову техники - есть там и галогенные лампы, высокочастотный радиопередатчик, GPS-навигатор. А внутри округлой стеклянной сферы установлен климат-контроль, чтобы сделать подводное путешествие максимально комфортным. Лодка кажется миниатюрной, но заплатить за "игрушку" придется целых 2 миллиона долларов.

EGO. Эта подводная лодка с технической лодкой таковой не совсем и является. Тем не менее на этой компактной лодке-катамаране можно путешествовать под водой. Кабина устройства всегда находится в подводном положении, а вот верхняя часть, принадлежащая катамарану всегда над водной гладью. Такая конструкция заметно снижает риски при осуществлении подводных путешествий, да и управлять устройством совсем не сложно. Создала такое устройство компания Raonhaie, которая говорит, что с ее катамараном можно изучать подводный мир, даже не умея плавать. Чтобы полностью обеспечить безопасность, все стекла в подводном блоке выполнены из крепкого акрилового стекла. Лобовое стекло очень большое, как и боковые иллюминаторы. Таким образом у пассажиров есть отличная возможность рассмотреть рыб и кораллы, оставаясь сухими. Самое место такой субмарине - в Красном море, с его красивейшим подводным миром.

Seabreacher X. Это вторая лодка в серии персональных продуктов данного производителя. Если первая за основу своей формы взяла игривых дельфинов, то вторая предпочла использовать силуэты стремительных акул. Субмарина в подводном положении разгоняется до 25 миль в час, а в надводном может плыть в 2 раза быстрее. При этом она еще и выпрыгивает над водой на 4 метра. С технической точки зрения лодка обеспечена по последнему слову техники. В ее перископ встроена видеокамера. Она может передавать изображение на мониторы внутри субмарины. Естественно, есть тут и GPS навигатор, чтобы отображать местоположение, а также бортовая аудиосистема. Производитель выпустил всего 10 таких "хищных" подводных лодок. Учитывая интерес к ним, стоит ожидать, что их всем не хватит.

Super Falcon. Кто сказал, что подводная лодка должна быть стандартно вила. Морской инженер Грэм Хоукс создал свое творение, сделав его похожим на самолет. Естественно, лодка персональная, мало кто способен выложить за нее 1,5 миллиона долларов. А работает она от электрических батарей. У субмарины есть заднеприводной винт, который больше напоминает обычный вентилятор. Именно он и обеспечивает ход лодки. Батарея дает питание в 48 Вольт. Super Falcon может принять на борт двух пассажиров. Только вот скорость перемещения до обидного мала - всего 3,5 метра в минуту.

Scubster. Французский инженер Стефан Роусон посчитал, что лодке вообще не нужны какие-либо двигатели. Ее движение должен обеспечивать сам хозяин, используя для этого педальную тягу. Сама же субмарина сделана из углеродного волокна. Ее задача - участие в международных гонках субмарин такого класса. Непрерывное кручение пилотом педалей способно разогнать подводную лодку до шести миль в час, а опускаться она под воду может на глубину не более шести метров. Пускай лодка и необычная, зато она уж точно самая экологичная. Ведь никакого топлива ей и не требуется. Да и вращение педалей способно добавить здоровья какому-нибудь заплывшему жиром миллионеру.

Лодка-корыто. И эта персональная лодка двигается с помощью педальной тяги. Только вот ее создатель не заканчивал университетов и не получал специального образования. Конструктором разработки выступил 14-летний швейцарский подросток Арок Краер. Начав строить собственную лодку в 10 лет, через 4 года он завершил проект. Для создания субмарины применялись весьма необычные части - железные корыта, из которых ранее кормили свиней.

Немо-100. Лодку с таким названием создала немецкая компания Nemo Tauchtouristik. Ее продукт является персональным. Предполагается, что Немо должен перевозить 2-3 туриста. Здесь применяется целая система обеспечения воздухом, которая позволяет находиться под водой целые сути. Чтобы люди могли наилучшим образом рассмотреть панораму подводного мира, используются выпуклые стеклянные окна. Создатели говорят, что в такой лодке туристы могут представить, что чувствовал капитан Немо.

Наутилус. И эта лодка связана с героем Жюля Верна. Однако в такой персональной субмарине и почувствовать себя Немо сможет далеко не каждый. Наутилус является аппаратом люксового уровня, его запускают с яхт такого же недостижимого для обычного туриста класса. При проектировании конструкции инженеры советовались с военными консультантами. Теперь пилот знает, что если его лодка вдруг окажется в зоне обстрела, внутри ему ничего не угрожает. А чтобы скоротать время в подводном мире, Наутилус оснащен минибаром и качественной стереосистемой.

Нимфа. Пожалуй, нет ничего удивительного, что миллиардеры создают себе подводные лодки по своему вкусу. Там и произошло с Ричардом Бренсоном. У него есть свои собственные авиалинии, он развивает космический туризм, приобрел в личное пользование еще и свой остров. Богач славен своей любовью к экстремальным путешествиям, можно упомянуть хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре. Теперь он купил себе еще и персональную подводную лодку. Ее базой является личный остров Бренсона - Некер. А называется субмарина - "Нимфа". Автором проекта выступил уже упомянутый Грэм Хоукс из компании Океанические технологии Хоукса. "Нимфа" может нырять на глубину до 30 метров. Но сам миллиардер разрешает покататься на ней всем желающим. Для этого надо приехать на его остров Некер в Карибском море и заплатить за аренду 25 тысяч долларов. Это даст возможность изучить прибрежный подводный мир.

В пятницу в Северодвинске прошла церемония закладки атомной подводной лодки «Ульяновск» проекта «Ясень-М». Об этом сообщает пресс-служба завода «Севмаш», со стапелей которого новая многоцелевая субмарина сойдет к 2023 году. «Ульяновск» станет седьмым и последним кораблем в серии: головной «Ясень» - «Северодвинск» - был принят в состав ВМФ России в 2014 году, вторая лодка «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М» проходит испытания. «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» строятся.

Российская атомная подводная лодка «Ульяновск»

Корабли этого проекта - универсальные бойцы. Каждый будет вооружен арсеналом торпед и крылатых ракет, оснащен современным гидроакустическим оборудованием, новыми малошумными винтами и сможет эффективно бороться как с наземными целями, так и с морскими целями. Подлодки усилят Северный и Тихоокеанский флоты и будут прикрывать районы боевого патрулирования своих стратегических собратьев - подводных ракетных крейсеров проекта «Борей», тоже во многом уникальных. РИА Новости публикует подборку самых удивительных субмарин - российских и не только.

Самая большая

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской " - единственный представитель проекта 941 «Акула», оставшийся в составе российского флота. Этот гигант высотой с девятиэтажный дом и водоизмещением под 50 тысяч тонн остается самой крупной субмариной в истории. Шесть крейсеров проекта, построенных в 80-х годах прошлого века, несли по 20 тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 и считались командованием НАТО главными козырями советского ВМФ. Еще бы, ведь полный залп одной «Акулы» (или «Тайфуна», как эти лодки прозвали на Западе) мог испепелить полконтинента - одна ракета Р-39 несла 10 боевых блоков мощностью 200 килотонн каждый. Для сравнения: атомная бомба «Толстяк», сброшенная американцами на Хиросиму, «тянула» на 20 килотонн. Таким образом, «Акула» была способна одним залпом устроить аж две тысячи хиросим.

Подводный крейсер-ракетоносец «Дмитрий Донской»

Впрочем, сегодня «Дмитрий Донской» используется в качестве «плавучей лаборатории» - именно с него осуществлялись испытательные пуски ракет «Булава», которыми вооружены более современные, компактные и малошумные «Бореи». Тем не менее выводить последнюю «Акулу» из состава флота военно-морское командование пока не спешит, и «Дмитрий Донской» продолжает играть не последнюю роль в обороне страны. Кстати, в День ВМФ 30 июля этот огромный подводный крейсер можно будет увидеть на Кронштадтском рейде.

Самая вооруженная

Пальму первенства по штатному количеству ракет держат американские стратегические ракетоносцы проекта «Огайо» - каждая из 18 подлодок, на сегодняшний день входящих в состав ВМС США, вооружена 24 баллистическими ракетами Trident I и Trident II. Первые «Трезубцы» несут до восьми боевых блоков мощностью по 100 килотонн, вторые могут обрушить на цель уже 14 таких боеголовок или восемь более разрушительных мощностью по 475 килотонн. Атомоходы «Огайо» являются основой американских сил стратегического сдерживания - по оценкам западных аналитиков, в их пусковых шахтах скрывается более половины всего боезапаса ядерной триады США.

Подводная лодка ВМФ США класса Ohio на военно-морской базе в Пусане, Южная Корея

К другим достоинствам лодок «Огайо» можно отнести мощные двигатели, способные разогнать крейсер под водой до 25 узлов, и внушительную максимальную глубину погружения - около 550 метров. По этому показателю она превосходит другие лодки своего класса.

Самая тихая

Шесть подлодок модернизированного проекта 636.3 «Варшавянка» строились для нужд Черноморского флота России стахановскими темпами - всю серию собрали и передали морякам с 2010-го по 2016 год. Кстати, еще две были заложены 28 июля в Санкт-Петербурге в преддверии Дня ВМФ. Технологии их производства отлажены давно - более «простые» предшественницы этих лодок проекта 636 были одними из самых массовых дизельных многоцелевых подлодок в советском ВМФ. Новая серия во многом превосходит старые лодки, а одним из главных достоинств «Варшавянок» является их практически полная бесшумность на малом ходу, благодаря которой в НАТО эти корабли прозвали «черными дырами». По этому показателю с российскими «дизелюхами» могут сравниться разве что французские стратегические атомоходы «Триумфан».

Учения ТОФ по подъему экипажа аварийной подводной лодки в бухте Патрокл во Владивостоке

Каждая подлодка вооружена 18 торпедами и восемью ракетами класса «земля - воздух». Торпеды запускаются из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, которые автоматически перезагружаются каждые 15 секунд. Выдающиеся тактико-технические характеристики дают небольшой флотилии «Варшавянок» хороший шанс подобраться как можно ближе к ордеру авианосной ударной группы вероятного противника и быстро разрядить по ней весь боезапас. Достаточно всего одной торпеды, прорвавшейся к авианосцу, чтобы полностью его обезвредить, - он даст крен, и самолеты уже не смогут подняться с палубы.

Самая компактная

Самыми маленькими атомными подводными лодками в мире, стоящими на вооружении, по праву являются шесть французских многоцелевых «Рюби» (Rubis). Подводное водоизмещение каждой составляет 2600 тонн - в 20 раз меньше, чем у «Дмитрия Донского». Длина «Рюби» - 73,6 метра, а ширина - всего восемь метров. Таким образом, все построенные лодки проекта можно свободно разместить борт о борт на одном футбольном поле!

Французская атомная подводная лодка класса Rubis Amethyste движется в сторону военно-морской базы Портсмут, Великобритания

В то же время эти малютки далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Каждая «Рюби» вооружена 14 торпедами калибра 550 миллиметров. Кроме того, они способны нести противокорабельные крылатые ракеты Exocet последних модификаций для атаки надводных целей. А атомный реактор и удобная компоновка внутренних помещений позволяют экипажу из 57 человек с относительным комфортом находиться в автономном плавании 45-60 суток.

Самая таинственная

Российский проект беспилотной атомной подводной лодки «Статус-6» засветился в СМИ случайно. Десятого ноября 2015 на совещании президента России Владимира Путина с представителями Министерства обороны оператор федерального телеканала крупным планом снял страницу презентации, которую листал один из генералов. По имеющимся данным, эта лодка будет миниатюрной, малозаметной, быстрой и максимально автоматизированной, а ее основной задачей станет доставка к побережью вероятного противника мощного ядерного заряда. По сути дела, такая субмарина будет большой торпедой, способной уничтожить береговую инфраструктуру или даже вызвать цунами.

Впрочем, 18 марта 2016 года представители Объединенной судостроительной корпорации , отвечая на вопрос журналистов о «Статусе-6», подтвердили разработку беспилотного подводного робота. Он будет достаточно крупным, чтобы нести собственные торпеды. В ОСК добавили, что корпорация также проектирует АПЛ-носители для таких роботов, что подтверждает оценки ряда экспертов, предположивших, что «Статус-6» - название концепции атомной подлодки пятого поколения, основным вооружением которой будут ударные дроны.

1963 год. Соединение Военно-морских сил США во главе с авианосцем «Уосп» проводит очередные учения, на этот раз в южном углу печально знаменитого Бермудского треугольника, в районе острова Пуэрто-Рико. Задача обычная — поиск и преследование подводных лодок условного противника.

Уже с самого начала маневра гидроакустики засекли необычную подводную цель. И тут обнаружилась странная вещь: достигнуть субмарину было невозможно. Она шла со скоростью 150 узлов — почти 300 километров в час . И это под водой, где самые лучшие современные подводные лодки дают не более одной трети такой скорости.

Но фантастической скоростью тут дело не ограничилось. Странная субмарина за считанные минуты умудрялась нырять на 6 километров и вновь подниматься почти к поверхности. Так глубоко могут опускаться только специальные аппараты, но на спуск-подъем у них уходят часы, а никак не минуты.

Может быть, это какие-то крупные животные, которые оказались рядом со скоростными субмаринами? Вряд ли. Даже кит не может погрузиться на такие глубины за минуты, а тем более секунды.

Как будто понимая свое превосходство, загадочный объект даже не пытался скрыться и крутился около военных кораблей четверо суток. Маневренность у подводного призрака была фантастическая, инерция практически отсутствовала. Бомбить его не решились.

Но такую попытку за три года до этого предприняли военные моряки Аргентины. Они в своих территориальных водах засекли огромные и необычные подводные лодки. Одна лежала на грунте, другая описывала возле нее круги. Противолодочные корабли сбросили на нарушителей границы тонны глубинных бомб. Однако добились только одного. Подлодки с огромными рубками всплыли и с невероятной скоростью начали уходить.

Был открыт артиллерийский огонь. Субмарины ушли под воду. Увиденное на экранах гидролокаторов ошеломило гидроакустиков. Сначала количество подлодок удвоилось, а потом их стало шесть. Погоня ничего не дала! Таинственная флотилия, развив невероятную скорость, скрылась в глубинах Атлантики.

Год 1964-й. Подобные только что описанным объекты встречаются в Средиземном море, а через год — у берегов Австралии, а также Новой Зеландии. Это были эллипсы, похожие на металлические конструкции, длиной 30 и шириной 15 метров. Их не раз наблюдали местные рыбаки на небольшой глубине среди подводных скал. Обычным субмаринам попасть туда было просто невозможно. Поражало другое — у этих объектов не было ни винтов, ни люков.

Загадочные подлодки видели в самых разных местах. Очевидцев поражало, что при их движении не возникало ни водоворотов, ни сопутствующих струй.

Все это не могло не волновать военных. Кое-кто начал усматривать связь между ними и гибелью боевых субмарин. Так, за четыре месяца 1968 года при загадочных обстоятельствах в мире погибли четыре подводные лодки.

В январе 1968 года — в Средиземном море израильская «Дакар» и французская «Минерва», в марте в Тихом океане советская «К-129», в мае бесследно исчезает гордость американского подводного флота атомоход «Скорпион». И что характерно — в трех случаях вблизи подлодок были зафиксированы таинственные движущиеся объекты.

Было и другое. Во время военно-морских учений в районе Индонезии подводная лодка США обнаружила рядом с собой неизвестное подводное судно. Ошибка командира американской подлодки привела к столкновению. Произошел сильный взрыв. Оба корабля затонули. С корабля сопровождения спустили поисковую команду. Успели найти и доставить наверх что-то похожее на кусок листовой обшивки.

И здесь произошло непонятное. Акустики сообщили, что в районе катастрофы появилось по крайней мере 15 неизвестных субмарин. Они заблокировали место гибели подлодок не только для остальных кораблей, но и для всех типов локаторов, создав нечто наподобие непроницаемого купола.

Через несколько часов сигналы от таинственных объектов исчезли, а на месте катастрофы не было найдено ничего, даже остатков потерпевшей катастрофу американской подлодки.

Анализ поднятых фрагментов показал, что состав их металла ученым не известен, а некоторые его элементы на Земле не встречаются вовсе. Любые утечки этой информации Пентагоном и конгрессом США пресекались в корне.

1960-е. В разгаре холодная война. Противостояние США и СССР в Северной Атлантике принимает почти открытый характер. В условиях строжайшей секретности командование НАТО готовит в Северной Атлантике специальную операцию. Задача поставлена жестко: прекратить проникновение советских подводных лодок и самолетов в территориальные воды и воздушные пространства стран НАТО.

В конце концов дело дошло до прямых боевых действий. Осенью 1972 года норвежские Военно-морские силы совместно с натовскими кораблями бомбят свою туристическую жемчужину — двухсоткилометровый Согнефиорд. Четыре десятка кораблей и авиация пытаются «выдавить» подводных нарушителей на поверхность.

Временами таинственные объекты всплывают и самостоятельно, и наблюдатели не раз фиксировали появляющийся на поверхности длинный черный корпус.

Вскоре события принимают другой оборот. Над горами Скандинавии неожиданно появляются желтые и зеленые неопознанные летающие объекты, а над фиордами иногда видели вертолеты — черные и без опознавательных знаков. На высочайших скоростях они совершают немыслимые маневры.

За всем этим с величайшим напряжением наблюдают не только военные, но и сотни местных жителей. Электронная техника на противолодочных кораблях выходит из строя. В результате неизвестные подводные объекты незамеченными выскальзывают из заливов. После этой бесславной затеи норвежские власти заявили, что это были, вероятно, не подводные лодки.

В 1980-е годы сообщения в скандинавских газетах напоминали военные сводки. За четыре месяца 1986 года неизвестные субмарины 15 раз вторгались в шведские территориальные воды.

Вспоминает адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин , с 1981 года — начальник Главного штаба ВМФ, в 1985 —1992 годах — главнокомандующий ВМФ:

«Они поступали следующим образом. Обнаруживают неизвестную подводную лодку в заливе, перегораживают этот залив сетями, ставят мины, даже бомбят или стреляют ракетами.

Установленные мины кем-то подрывались, ракеты результата не давали. Самую свою новейшую торпеду тоже пускали, чтобы уничтожить подводную цель. Торпеда промахнулась и затонула. Была организована целая операция, чтобы найти и вернуть эту сверхсекретную торпеду.

Назревал серьезнейший международный конфликт. Результатом этого ажиотажа было предъявление общественности записей каких-то звуков, похожих на шумы подводной лодки. Потом была акция по доказательству того, что эти шумы не имеют отношения к подводным лодкам.

Америка, так же как и Аргентина, в итоге поняла, что к описанным выше подводным инцидентам Россия никакого отношения не имеет, и даже официально заявила об этом. Дело в том, что ее разведка не раз сообщала о, казалось бы, совсем невозможных вещах.

Например, о том, что эти объекты сочетали в себе качества самолета и подводной лодки. Не раз они вылетали из-под воды буквально под носом у противолодочных крейсеров и на сверхзвуковой скорости уносились в небо.

Однако западная пресса продолжает разыгрывать советскую карту, упорно твердя о подводной “руке Москвы”.

В 1981 году подлодка Балтийского флота С-137 из-за поломки радиопеленгатора сбилась с курса и села на мель у берегов Швеции. Власти и пресса говорили о том, что эта подводная лодка не могла случайно туда прийти. И мы после этого доказывали, что она пришла туда случайно.

После этого инцидента советским подлодкам было запрещено подходить к чужим территориальным водам ближе чем на 50 километров. Они строго выполняли приказ. А подводные призраки продолжали досаждать скандинавам.

Они верят в то, что вот эта Россия — холодная, небритая, волосатая, хочет проглотить такую ухоженную, сытую, маленькую Швецию. Пресса публикует снимки странных следов, обнаруженных на дне у берегов Швеции. Предполагают, что их оставляют какие-то сверхмалые советские подводные лодки-танки, которые бегают на гусеницах.

И в конце концов они меня достали, вот эти журналисты, своими утверждениями, что мы там суетимся и бегаем по дну и даже проникаем в какие-то магистрали диаметром около полутора метров, ведущие к какому-то там конкретному унитазу.

Все попытки советских моряков доказать свою непричастность к происходящему натыкались на стену непонимания и подозрительности. Пресса продолжала свою линию: это русские, и больше никто. И вот собрал я как-то журналистов, отвечаю на их вопросы, и в конце говорю:

“Вот я, как главнокомандующий Военно-морским флотом СССР, обращаюсь к вам и через вас к вашим правительствам, чтобы вы поймали нашу подводную лодку, уничтожили ее там, и я вам скажу спасибо за то, что вы это сделали и показали нам какие-то остатки нашей подводной лодки, и я вам объявлю благодарность за то, что вы нас уничтожили” ».

После распада СССР Швеция выразила уверенность, что новые советские лидеры снимут гриф секретности с соответствующих досье. Однако никаких сведений о каких-либо подобных операциях советских подводных лодок в досье не оказалось. Россия еще раз заявила, что у нее в территориальных водах скандинавских стран интересов нет. При этом Борис Ельцин намекнул, что виноват кто-то другой. Но кто?

В 1995 году шведский парламент создал специальную комиссию с задачей — разобраться с подводными фантомами. И тут оказалось, что статистика по этому делу обширна — задокументировано около 2000 случаев!

По мнению шведов, странности проявления и высочайшая маневренность неизвестных объектов исключают их принадлежность к обычному подводному флоту, и причины надо искать в ином происхождении этих объектов.

«При нынешнем развитии техники такого ни у кого нет и сегодня быть не может. Но это не означает, что этого не может быть в принципе».

Владимир Ажажа, из книги "Подводные НЛО"

PS. Западная истерия с российскими неуловимыми и невидимыми подводными лодками повторилась в 2014 и 2015 годах. 19 октября 2014 года шведский контр-адмирал Андерс Гренстад заявил об "иностранной подводной деятельности" в Стокгольмском архипелаге. В это же время в прессе появились фотографии предполагаемой подводной лодки (в надводном положении) у фьордов Швеции.

Хотя фотография мало кому казалась убедительной, охота на призрачную подлодку в Швеции продолжалась целую неделю. Власти страны провели крупнейшее развёртывание военного персонала со времён холодной войны, чтобы узнать, кто и что стоит за предполагаемой иностранной подводной деятельностью в районе Стокгольмского архипелага. Шведские военные целую неделю усердно занимались поисками, а СМИ тем временем устроили настоящую истерику вокруг того, что в шведских территориальных водах прячется якобы русская субмарина.

24 октября 2014 года поиски иностранной подводной лодки в водах Швеции были завершены. Операция обошлась Стокгольму в $3 млн, но так и не дала результатов.

В январе 2015 года британские СМИ освещали операцию поиска у берегов Шотландии русской подводной лодки, якобы следившей за атомным ракетоносцем типа Vanguard. Тогда минобороны Великобритании обратилось за помощью к американским коллегам. Ничего не нашли.

В ноябре 2015 такую же неуловимую российскую субмарину снова искали у берегов Шотландии. Великобритания даже запросила помощь французских и канадских ВВС в поиске российской подлодки. Результат опять был нулевой.