Пирамида смерти в камбодже. Кох Кер — пирамида смерти в Камбодже

Кох Кер - это древний город-храм на северо-востоке Камбоджи. Возможно, в связи со своей мистической историей, эта достопримечательность кхмерской империи незаслуженно забыта: город не так давно открыт для посещения туристами, полноценная качественная дорога отсутствует, до конца не очищены минные поля вокруг - поэтому туристов там сравнительно немного.


Для всеобщего посещения Кох Кер открыт только с 2002 года. А ведь в свое время Кох Кер был столицей Камбоджи на протяжении почти двадцати лет. Несмотря на столь непродолжительный период, на территории города было построено около сотни храмов и святилищ.

Кох Кер был основан королем Джаяварманом четвертым. Он не имел права прямого наследования (хотя на тот момент наследие по материнской линии все же было возможно) и предъявил свои претензии на трон в обход прямого наследника. В итоге трон был захвачен силой. По легенде, Джаяварман четвертый для получения власти вынужден был заключить сделку с самим дьяволом, который в обмен на власть требовал человеческих жертвоприношений.

В пределах существовавшей на тот момент столицы подобные действия были невозможны, и король решил основать свой собственный город и объявить столицей именно его. Неизвестно, насколько все это было правдой, но это действительно был один из самых жестоких кхмерских правителей, а после его смерти через несколько лет столицу обратно перенесли в Ангкор - говорят, жители не хотели жить в городе, который основал король в сговоре с демоном.

Кох Кер был построен на искусственном водоеме Рохаль, близость водоема важна для человеческой цивилизации, поэтому без воды немыслимо было строить город. Храмы строились в честь бога Шивы - индуизм был тогда доминирующей религией. Кто знает, быть может Джаяварман четвертый и был с дьяволом в сговоре, но в любом случае поражает количество построек, возведенных за столь короткое время в Кох Кере - ни в одном другом древнем городе такого не наблюдалось. Самые знаменитые и лучше всего сохранившиеся сооружения Кох Кера - это Прасат Том, Прасат Крахом и Прасат Пранг.

Семиярусная пирамида Прасат Том на территории Кох Кера до сегодняшнего дня остается самой таинственной и загадочной. Большая часть туристов, приезжающия в Ко Кер хочет увидеть именно ее. С ней связана мистическая легенда: якобы именно шатха в центре этой пирамиды была "связующим звеном" между землей и адом.

В эту шахту Джаяварман четвертый сбрасывал своих подданных, таким образом принося жертвоприношения своему демону. Ширина основания пирамиды 55 метров, высота - 32 м. В целях безопасности туристов лестница, ведущая на верх пирамиды, закрыта. Ходят слухи, что люди, спустившиеся в шахту пирамиды, теряют разум и уже не могут продолжать жить прежней жизнью. По своему строению пирамида похожа на аналогичные сооружения для жертвоприношения других древних народов, ее стороны располагаются строго по сторонам света.
Прасат Пранг - это небольшой храм , обойти его можно буквально за 10-15 минут. Здесь редко можно встретить туристов, поэтому у Вас будет удивительная возможность сделать "чистые" фотографии. Сооружения храма плохо сохранились, и это неслучайно: как и в Та Проме, здесь повсюду территорию оккупировали деревья.

Одна из самых знаменитых достопримечательностей Камбоджи Кох Кер расположена в провинции Прэахвихея, в паре часов езды от . Она представляет собой одновременно и город, и большой храмовый комплекс. Более 10 веков назад Кох Кер стал столицей Кхмерской империи и превратился в один из её самых богатых городов. В статусе «главного города» Кох Кер пробыл недолго, всего 20 лет. Тем не менее, за этот период в городе было построено десятки храмов, большая часть из которых до наших дней, к сожалению, не сохранилась.

Как добраться в Кох Кер

Для посещения туристов Кох Кер открылся относительно недавно, лишь в 2002 году. Добраться до этой достопримечательности можно с ближайшего аэропорта в Сиемреапе, воспользовавшись услугами такси. Стоимость поездки от 75 до 100 долларов. По времени это займёт у вас около 3 часов. Войти в храмовый комплекс можно только при наличии билета. Стоимость 10 долларов.

Что представляет собой храмовый комплекс

Вся территория Кох Кера занимает площадь в 35 кв. метров. Ранее город был ограждён высокими крепостными стенами, от которых почти ничего не осталось. Неподалёку расположен резервуар барай Рахаль, служивший как источник воды в городе. В сезон дождей Рахаль образует большое озеро длиною в 1 км. Впервые попав в Кох Кер можно подумать, что это одна сплошная руина. И вправду большинство здешних построек не выдержавшие испытания временем просто превратились в кучи камня. Впрочем, есть в Кох Кере и уцелевшие храмы, которые до нашего времени практически не поменяли своего облика.

Главной достопримечательностью храмового комплекса считается дворец короля Джаявармана IV Пресат Тхом. Это место овеяно мистическими легендами и приданиями. Посредине дворца расположена огромная пирамида Пранг, на вершине которой когда-то возвышался храм. В храме стояла 4-метровая статуя или как её здесь называют лингам, покрытая золотом. До наших дней сохранилась только пирамида. И храм и статуя по непонятным причинам бесследно исчезли. Высота пирамиды составляет 32 метра, что равно 7-ми ступеням. Если верить преданиям местных жителей Пранг была создана не людьми, а великими богами. Этому якобы свидетельствуют два неоспоримых факта. Во-первых, построена пирамида в уникальном не характерном для Камбоджи архитектурном стиле. Внешне она напоминает скорее типичную пирамиду инков или майя. Во-вторых, основание пирамиды окружено массивными каменными блоками, которые непонятно откуда взялись в этой местности.

Под покровом таинственности остаётся также легенда о том, что Джаявармана IV, заключив сделку с демоном Мара, якобы проводил жертвоприношения на вершине пирамиды. Людей же после этого сбрасывали в глубокую шахту внутри пирамиды. Ни опровергнуть, ни подтвердить это пока не удалось, так как внутренняя часть Пресат Тхом до сих пор остаётся неисследованной. Стоить отметить, что проникнуть внутрь пирамиды пытались неоднократно, но все попытки заканчивались трагично. Спустя 20 лет своих злодеяний правитель Кох Кера внезапно исчез. Ни его могилы, ни останков до сих пор не нашли. Следом город покинули и местные жители после чего, прежде величественный и процветающий Кох Кер опустел и стал никому ненужным.
В нескольких метрах от Пресат Тхома находится так называемая земляная «пирамида» – холм Белого слона. Природное происхождение этого кургана весьма сомнительно, так как он имеет очень правильную четырёхугольную форму. Раскопки на холме не проводились, поэтому сложно сказать для чего именно он использовался. Скорее всего, это место предназначалось для строительства ещё одной пирамиды. Вокруг холма проложена тропа, вдоль которой расположено около десятка храмов Генеши. По легенде где-то в этих местах спрятаны большие сокровища.

После экскурсии по Пресат Тхом в Кхо Кере также стоит посетить руины храма Пресат Чен. Эта святыня дошла до наших дней не в таком хорошем состоянии как Пресат Тхом, но все-таки достойна вашего внимания. Изначально храм состоял их трёх святилищ, ограждённых стеной из латерита. Сейчас от них остались только инкрустированные колонны, несколько стен и притолока, изображающая гаруду, сражающегося со змеями. Когда-то за святилищами возвышалась трёхметровая статуя, олицетворяющая сражение Сугривы и Валина. В отличие от храма статуя уцелела и была перемещена в Национальный музей в Пномпене. Теперь в Пресат Чен о ней напоминает только огромный каменный фундамент.

Помимо вышеперечисленных мест в Кох Кере ещё можно увидеть руины 14-ти храмов, каждый из которых по своему уникален. Также существует предположение, что далеко в джунглях Кох Кера ещё находится несколько храмов, которые раньше были частью великой Кхмерской столицы.
Кох Кер – это город тайн и мистики. Именно поэтому сюда стремятся попасть туристы со всего мира, дабы попытаться разгадать все его загадки.

На этой странице:

За наше пятилетнее отсутствие Камбоджа расцвела и похорошела, а друзья затащили нас в такие дебри Ангкора, в которые мы никогда не доехали бы сами. Итак, встречайте — знаменитый Кох Кер и его загадочная Пирамида Смерти.

Теперь же после двух обязательных ангкорских кругов мы поехали в еще более отдаленные комплексы, куда пока особо не ступает нога китайского туриста — в Кох Кер и Бенг Мелиа.

Как, почем и на чем добраться в Кох Кер и Бенг Мелиа

Кох Кер находится в 120 км к северу-востоку от Сием-Рипа в довольно пустынной местности, недавно объявленной заповедником. Из-за своей безлюдности и безкоровности местность эта остается густо заминированной до сих пор, и самые крупные храмы расчистили и открыли для посещения только в 2011 году. Менее крупные не расчистили и не открыли, соответственно.

Добраться в Кох Кер можно только на своем транспорте, и это один из самых дорогих ангкорских маршрутов. Мы всей толпой в этот раз ездили на микроавтобусе, и если за Большой Круг, например, наш драйвер хотел $35, то за Кох Кер нам пришлось заплатить уже $100.

Ангкорские билеты в Кох Кере не действуют, надо покупать дополнительный билет за $10. И в Бенг Мелиа еще $5.

«Пирамида Смерти» Прасат Пранг

Собственно Кох Кер — это такая же кхмерская столица, как и намного более известные Ангкор Том или город вокруг Ангкор Вата, например. Столиц таких многочисленные кхмерские правители понастроили вагон, за что нынешние потомки им должны быть страшно благодарны.

Гвоздь программы Кох Кера, из-за которой все и тащатся сюда из Сием Рипа 3,5 часа в один конец — это знаменитая в узких кругах любителей Камбоджи и пришельцев пирамида. Главный храм пышной столицы действительно был выстроен в IX веке в виде правильной ступенчатой пирамиды, очень похожей на пирамиды инков. Пишут, что они находятся ровно в противоположных частях планеты. У кого есть глобус?

Ни до, ни после Кох Кера кхмеры таких пирамид не строили, продолжают все. На самом деле строили: в Ангкоре есть похожий храм Baksei Chamkrong, правда он не такой масштабный. Но пирамида и правда для кхмеров очень необычная. Вот такая:

Коли уж на то пошло, египтяне тоже сначала строили ступенчатые пирамиды, и в Междуречье, да и у нас в Москве прям на Красной Площади, кхм, что-то я отвлеклась.

Еще одно отличие пирамиды от остальных кхмерских храмов, и по мнению некоторых, свидетельство участия инопланетного разума — это качество отделки каменных блоков облицовки пирамиды. Блоки эти действительно отлично отшлифованы и до сих пор пригнаны очень плотно друг к другу. Вблизи это напоминает облицовку цокольного этажа московской сталинки =) Зеленые человечки? Мне кажется, просто веками проверенный проект. Внутри пирамида сложена из таких же грубых латеритовых блоков, как и многие другие храмы Ангкора.

Буквально пару лет назад штурмовать пирамиду предлагалось по разрушенной оригинальной лестнице на фасаде, но теперь, слава Шиве, построили новую.

Самая таинственная часть пирамиды — это шахта, уходящая куда-то вниз. Говорят, что король Кох Кера Джаяварман IV исповедовал культ Мары (это такой буддистский демон) и приносил ей человеческие жертвы посредством этой самой шахты. Правда, Джаяварман вроде был индуистом, но пес их там разберет.

По словам гидов, брошенный в шахту пирамиды кокос всплывает в речке в паре километров. А в интернетах есть мнение, что кокос попадает прямо в индуистский ад. На данный момент индуистский ад, похоже, переполнен, а шахта завалена камнем и присыпана сверху землицей. Закрыто на учет, новеньких не принимают.

Что точно известно про эту шахту, так это то, что рядом (или непосредственно в ней) был установлен гигантский лингам 4-метровой высоты. Джаяварман IV очень уважал Шиву, ну и вот. Найденные в Кох Кере записи поясняют, что то был самый большой и красивый шивалингам во всей империи. Вот бы хоть одним глазком взглянуть!

С пирамиды открывается живописнейший вид на окрестные минные поля.

И каменные остатки былого величия, скрывающиеся в кустах.

Еще пишут, что местные, мол, боятся пирамиды и считают ее проклятым местом. Не знаю, клянчить у ее подножия деньги и продавать втридорога воду с кокосами им это, как обычно, ничуть не мешает. А если местность нафаршировать противопехотными минами, так ее уже во втором поколении все начнут считать проклятой.

В общем, про пирамиду Кох Кера очень мало чего известно, а изучением ее особо никто и не занимался. Первыми из белых обнаружившие Кох Кер в XIX веке французы ограничились главным образом похищением всех сохранившихся в комплексе статуй и барельефов. Так что до сих пор большинство всплывающих на аукционах кхмерских артефактов ведет свое происхождение из Кох Кера.

Последний взгляд на пирамиду и идем смотреть дворец Джаявармана.

Королевский дворец Прасат Том

От главных сооружений Прасат Тома мало что осталось, потому что надо было строить пирамиды.

Вот как выглядел Ангкор до реставраторов:

Затерянный в джунглях провинции Preah Vihear на севере страны, известный ранее как Chok Gargyar, что значит Island of Glory (Остров великолепия, величия), район Koh Ker имеет около 100 храмов. Большинство руин были обнаружены в джунглях и разминированы, но, тем не менее, в этом районе по-прежнему много мин, так что сходить с дорог опасно!

Этот район намного древнее всем известного Ангкор-Ватта, так как Кох Кер это самая первая столица кхмерского государства древности, а уже позже её перенесли в Ангкор.

Дорога до Кох Кер.

Недоступные для туристов до 2002 года, храмы Koh Ker до сих пор выглядят так, будто их только что обнаружили в джунглях. На территории 35 кв. км. стоят культовые сооружения, среди которых - пирамида, так напоминающая мезоамериканскую… Прасат Тхом в переводе с кхмерского «Великий храм».

Сама пирамида окутана легендами, местные её обходят стороной -- для них это проклятое место.
В древности один из королей был поклонником культа Мары и приносил в жертву живых людей, сбрасывая их в шахту пирамиды, шахта была чем-то вроде портала между мирами. В случае с культом Мары, шахта была входом в ад...

Вокруг пирамиды мы не обнаружили ни одной птицы, мелкой живности... спросили у аборигенов -- они подтвердили, что животные и птицы не уживаются в этом месте. Цикад мы также не услышали рядом.

Пирамида находится за внутренней, древней оградой в самом центре забытого города. Её высота - 35 метров, а длина стороны основания - 55 м, сложена из каменных блоков. Попытался в местах неповреждённой кладки просунуть 100 баксов в зазоры между блоками, не вышло... На всякий случай взял небольшой кусочек из кладки, можно использовать для анализа породы, датирования.... Во многих местах очень ровные стыки, снаружи кладки видны следы ручной работы, а вот по бокам, в глубине у блоков очень ровная поверхность. Особенно это можно увидеть в местах там, где кладка раздвинулась, но эрозии не подверглась, либо влияние среды было минимальным.

Обнаружены пробитые круглые отверстия в кладке, именно пробитые, следов сверления не обнаружил.

На вершину пирамиды ведет сгнившая деревянная лестница, которую построили уже в наше время, поверх разрушенных древних каменных ступеней.... Мы забирались на неё с большой опаской.

На самом верху пирамиды есть шахта, она огорожена хлипким деревянным заборчиком. Cейчас шахта пирамиды прикрыта сгнившими досками, обросшими сверху всякой зеленью, думаю эти досточки без труда можно раздвинуть.

Ярусы пирамиды заросли растительностью.

За пирамидой есть холм похожего размера, весь покрыт деревьями и лианами, по местной легенде это могила белого слона, особо почитаемого в буддизме животного. Вход на холм в настоящее время закрыт от посторонних, причем постарались с оградой капитально, даже табличку повесили с рисунком.

Все эти запреты навевают мысли о сокрытом знании, что там есть что искать, и поэтому потомки жрецов-монахов это усиленно скрывают от чужаков... и даже своих соплеменников (проклятое место,и т.п.)...

А вот фото внутренней кладки и внешней облицовки пирамиды для сравнения (в поврежденном месте):

Охранник внизу, естественно, не пускает на верх пирамиды... но на деле его можно отвлечь на минуту, пока основная группа штурмует древнее сооружение. Что мы и сделали. Уже на пике пирамиды мы увидели словно стража, высеченную гаруду - мифическая птица бога Вишну. В давние времена здесь была ещё и огромная линга - символ Шивы, высота которой была не меньше 4 метров, а вес — около 24 тонн. Сейчас всё это лежит завалом на верхушке строения. Чтобы рассмотреть каменные изваяния в завалах, нужно быть малогабаритным человеком...

Местные легенды повествуют, что изначально была на вершине и 5-метровая золотая статуя. Но когда в 1930 году Прасат Тхом обнаружила французская экспедиция, наверху ничего не было… А так как спустить вниз такую громадину без специальных механизмов просто невозможно, то предположили, что статуя упала в шахту, которая зияет на вершине загадочной пирамиды.
Проверить это, к сожалению, невозможно. Все, кто спускались внутрь пирамиды, назад не возвращались… (кроме! читайте ниже).

На 15-метровой глубине перестает работать всевозможная аппаратура, даже фонарик, а страховочные веревки, на которых спускались люди, рвутся…
Не удалось пробраться к пропавшим и через отверстия, которые пытались пробить французы в самой пирамиде. Тайна пирамиды так и осталась нераскрытой. Таковой она остаётся и поныне…

По непроверенной информации (сам я не знаком с участниками спуска):

В 2010 году в пирамиду всё-таки спустились наши, российские диггеры - с профессиональным снаряжением. Обнаружилось, что шахта завалена свежей землёй на глубине около восьми метров.
Кто-то закрыл этот странный портал от слишком любопытных глаз. Тем не менее, исследования диггеров показали, что пирамида полая внутри, то есть, шахта осталась, завален только сам вход!

Но куда она ведёт - никому не известно до сих пор... Так как местные власти практически не охраняют пирамиду (охранник для вида не в счёт), думаю можно организовать спуск в шахту пирамиды. Основной критерий: иметь альпинистское оборудование, несколько физически крепких мужчин, датчик метана, ну и конечно, видеокамеру с возможностью ночной съёмки....

На приложенном мною видео можно рассмотреть все интересные моменты обхода пирамиды, подъёма на неё, а также рядом стоящие древние строения.

November 5th, 2016

Давно я не писал о Камбодже, решил сейчас освежить воспоминания. Ранее я размещал кхмерские исторические памятники в своем блоге по временному признаку - сначала самые древние, затем все остальные в порядке убывания их возраста. Продолжу эту традицию, хотя район Ангкора как правило обрисовывают чаще географически - сначала самые значительные храмы, а затем все остальные. Мне же ближе временная шкала, и сейчас на повестке дня у нас стоит 10 век Камбуджадеши - Кхмерской империи, тогда еще не построили всемирно известный туристический аттракцион - храм Ангкор-ват, не было и великого города Ангкор Тхома (вернее его только начали обустраивать). Это было время блуждающих столиц Кхмерской империи и их великих пирамидальных храмов.


Про суть устройства кхмерских городов , сейчас только в общем напомню - столицы в Камбуджадеше обустраивались вокруг центральных храмов, которые имели пирамидальную форму и служили также местом последнего успокоения кхмерских правителей. Каждый новый царь строил себе новую пирамиду, все почти как в Древнем Египте, только в своих пирамидах кхмеры хранили не мумии почивших царей, а их пепел, оставшийся после кремации.
Ведь вся культура древней Камбоджи строилась на индуизме, это была воплощенная в камне и дереве идея арийских городов, доведенная даже до некоторой степени безумия. Ибо строительная активность кхмеров воистину поражает.

Пирамида храма Пре Руп.

Храм Раджендравармана II был посвящен богу Шиве, его название (Пре Руп) переводится как "переворачивание тела", и отображает важную часть погребального обряда кхмеров, когда труп переворачивали в огне для более качественного его сгорания. Как и все ранние кхмерские царские храмы Пре Руп представляет собой ступенчатую пирамиду, символизирующую индуистскую гору Меру. Пирамида Пре Руп имеет три ступени, на которых стоят пять башен прасатов, собственно, это и есть сами храмы, в них стояли статуи божеств, как правило, это были фигуры с портретными чертами донаторов храма, т.е. правителей Камбуджадеши. Кроме статуй в храмах располагались символы царской мощи - каменные лингамы.

Нижняя ступень пирамиды Пре Руп.

Кроме храма самого Радженравармана II в прасатах Пре Рупа почитали Вишвапуру — легендерного предка короля, тётю Радженравармана II и жену Джаявармана IV — Джаядеви (Джаендрадеви), и Харшавармана II её сына и предшественника Раджендравармана II на троне. Т.е.у кхмеров обожествлялся весь царский род, у каждого родственника царя существовал собственный храм.

Центральный прасат Пре Руп.

Сейчас, от древних статуй внутри главного храма остались в лучшем случае только основания, на которые поставили веселые изображения будд.

Ранние пирамидальные храмы царей Ангкора являются серьезной проблемой для исследователей истории Кхмерской империи. Виной тому представление о том, что что каждый подобный храм должен быть центром отдельного города, т.е. когда цари Камбоджи возводили свои святилища-усыпальницы они обустраивали и города вокруг них. Возникает вопрос, как много было этих городов и зачем вообще была нужна такая затратная деятельность. Ранее я разбирал на примере Яшодхарапуры, первой столицы Ангкора. Сейчас можно добавить, что вопрос кхмерских столиц пока не решен. Нет точного ответа - зачем нужно было переносить столицу всего на несколько километров, тем более за очень короткий временной промежуток, например, за один 10 век в регионе Ангкора основали минимум 4 столицы (а скорее больше).

Потолок главного храма.

Можно понять перенос столицы в Кох Кер узурпатором Джаяварманом IV, этот город построили далеко на севере от Ангкора. Тогда Кох Кер был конкурентным центром власти. Или же логичен перенос столицы из , в 10 веке уже возможно начал пересыхать искусственный , который питал этот город. Поэтому район столиц перенесли северо-западнее. Хотя, пересыхание Индрататаки - это лишь предположение, удивительно, что этот гигантский бассейн высох менее чем через 100 лет.

Индраварман I закончил строительство святилища Баконг в Харихаралайи в 881 году, а уже в 900-х годах Яшоварман I основал Яшодхарапуру - прошло всего 20 лет. В случае Яшодхарапуры перенесение столицы могло быть, действительно, связанно с обмелением главного водоема, так как вместе со столицей Яшоварман I начал создание и огромного Восточного Барая - нового водоема. Но для других случаев переноса столицы этот фактор неприменим, ибо водоемы оставались на месте, а столицы как-будто перемещались.

Подобная бурная градостроительная деятельность наблюдалась в средние века и в других местах, например, в Индии в Делийском султанате. Там тюркские правители Индии понастроили , они не пытались расширять старые поселения, а постоянно возводили новые, с новыми дворцами, мечетями и городскими укреплениями, и все это на площади около 10 кв. км. Эти города в древности не смыкались друг с другом, возможно между ними располагались только сельские поселения, впоследствии десяток тюркских городов-столиц срослись в один большой, так появилась нынешняя столица Индии Дели.

В Ангкоре этот процесс градообразования прервался в 14-15 вв. столицу перенесли в нынешний Пномпень, а вся территория древних городов заросла тропическим лесом. Схожесть процессов градообразования может свидетельствовать о схожести культур вроде бы разных цивилизаций. Возможно перенос столицы каждым новым правителем имел прежде всего культовое значение, с большой степенью вероятности правящая династия Камбуджадеши имела индийское происхождение, это были выходцы из Кушанской империи, основанной кочевыми племенами. Сохранились даже - на лошадях, в скифских головных уборах и с усами как у запорожских казаков. Такими же кочевниками были и правители Делийского султаната, это были тюрки из Средней Азии. Для кочевых правителей видимо было важно периодически менять расположение ставки.

Частый перенос столиц у кхмеров не способствовал созданию нормальной фортификации вокруг городов, хотя внушительные линии укреплений присутствовали у более поздних поселений в Камбуджадеше. В районе Ангкора стены возвели только в Ангкор Тхоме в 12 веке, также видимо укрепления существовали в Харихаралайе, во всяком случае огромные рвы, наполненные водой, сохранились там хорошо. Археологи свидетельствуют, что рвы с водой ранее присутствовали и у Пре Рупа, но что-то сейчас они совсем незаметны, я как не искал их признаки на гугловских картах, так ничего и не нашел.

Не видно рвов и с вершины пирамиды храма, вокруг только лес. Тут нужно не забывать, что кхмерские рвы-водоемы - это значительные инженерные сооружения, ров мог иметь ширину 100 метров и более. Вокруг Ангкор-Вата или они сохранились прекрасно, а тут вдруг исчезли без следа...Вокруг храма видны только две ограды из латерита и руины "вспомогательных" построек, входивших в комплекс, это небольшие храмы, залы для паломников, служителей, ведь кхмерские храмы посещались большим количеством людей.

Башни-прасаты на платформе Пре Рупа были возведены из кирпича, правда, довольно крупного, больше стандартных размеров. Видимо, Радженраварман II пытался экономить на строительстве, ведь в 10 веке все основные царские храмы кхмеры строили уже из камня.

Экономить Радженраварман II имел все основания, так как он задумал построить сразу два крупных храма - свой Пре Руп, и своим родителям - Восточный Мебон, который мы сейчас тоже осмотрим.

Небольшой храм в углу квадратного комплекса Пре Руп.

Внешняя стена Пре Руп.

Примерно в одном километре севернее находится храм родителей Радженравармана II - Восточный Мебон. Сейчас вокруг него крестьянские луга и поля, а ранее здесь плескались воды гигантского Восточного Барая - искусственного водоема, созданного еще Яшоварманом I на стыке 9 и 10 веков. Его длина составляла 7,2 км и ширина 1,8 км, глубина искусственного озера была около 5 метров. Сейчас этот барай полностью пересох, поэтому представить его масштабы можно на примере сохранившегося , выкопанного чуть позже.

Восточный Мебон был искусственным островом, сейчас его строения похожи на невысокую пирамиду. Интересно, что храм для своих родителей Радженраварман II построил первым - в 952 году, и только через 9 лет он начал строить собственную храмовую гору Пре Руп.

Торжественная лестница ведущая в святилище когда-то была пирсом, куда причаливали лодки паломников. Судя по всему, Восточный Мебон не имел дамбы, связывающей его с сушей, поэтому это было достаточно уединенное место.

Платформа Восточного Мебона - это самая, на мой взгляд, интересная часть храмового комплекса, ибо само святилище достаточно стандартно для Ангкора.

Размеры платформы 115 на 115 метров, сам остров был насыпан из земли и каменного боя, который обшили панцирем из латеритовых блоков.

По углам платформы стоят каменные слоны, высеченные почти в натуральную величину.

В целом Восточный Мебон напоминает собой Пре Руп, только здесь нет пирамидального основания.

Несмотря на отсутствие гороподобности храм смотрится внушительно. Здесь бывает мало туристов, что тоже создает одни только плюсы. Мне он показался даже интересней пирамиды Пре Рупа.

Многочисленные маленькие отверстия на стенах были призваны удерживать обильную штукатурку, но как видим, способ этот не смог уберечь внешнее убранство храмов. Штукатурка повсеместно отвалилась от стен, но в древности все кхмерские храмы были покрыты ею толстым слоем и ярко раскрашены.

Когда-то с платформы Восточного Мебона во все стороны была видна только водная гладь, сейчас пейзаж существенно изменился.

Реконструкция одного из пирсов-входов Восточного Мебона.

Каменные слоны, кстати, редко украшали храмы в Ангкоре, как правило везде ставили львов.

На платформе храма сохранились остатки залов для паломников, это были деревянные сооружения с черепичными крышами, какие сейчас можно увидеть по всему Индокитаю. Каменными у них были только столбы.

Внешняя ограда Восточного Мебона.

Ну, а теперь мы переместимся на несколько километров западнее, чтобы осмотреть одну из самых высоких пирамид в Ангкоре - храм Та Кео, который был центром города Джаендранагари столицы Джаявармана V сына Радженравармана II.

Прежде чем осмотреть саму пирамиду, стоит обратить внимание на интересный инженерный объект расположенный недалеко, это мост через реку Сием Рип, он имеет собственное название Спеан Тмар. Сейчас русло реки расположено западнее моста, а главное существенно ниже, что намекает на то, что полноводность реки в древности превосходила сегодняшнюю.

Город Джаендранагари был расположен в хитром месте, восточнее его край нависал над гигантским рукотворным озером Восточным Бараем, а западнее, он упирался в реку Сием Рип, которая текла с севера на юг, в итоге получился правильный квадрат с двух сторон перекрытый водными преградами. При этом ритуальный центр храма Та Кео был окружен дополнительными рвами, правда сейчас увидеть их сверху, на гугловских картах, проблематично, ибо вся территория города густо заросла деревьями. Остатки рвов нелегко заметить даже с земли, так сильно они заросли, но все же можно констатировать, что они там есть, во всяком случае дамба и священная дорога для процессий храма Та Кео просматриваются хорошо.

Пирамида храма Та Кео. Его начал строить в начале 11 века Джаяварман V, но так и не довел дело до конца. Возможно правитель рано умер, и у него не было наследников, поэтому храм остался недостроенным.

Как и многие храмы в Ангкоре Та Кео очень сложно фотографировать в дневное время, ибо он окружен высокими деревьями, которые дают резкие и длинные тени. Вообще, как и всюду, в Ангкоре лучше снимать утром и вечером, днем освещение там очень плохое, наверно более мягкий свет можно поймать в период дождей, когда нет такого яркого солнца. Но у меня не было выбора, ибо масштабы Ангкора велики, если ограничивать фотографирование только вечерними часами, осмотр может занять несколько месяцев.

О высоте Та Кео я читал разные мнения, кто-то считает, что там все 70 метров вместе с главной башней, что безусловно неверно, скорее всего 45-50. Просто Та Кео имеет вытянутый кверху силуэт, такое соотношение высоты и ширины основания имела только - самая большая в Камбодже.

В Та Кео такая же крутая лестница как в Ангкор-Вате, только там после неоднократных падений туристов сделали специальные перила и ступени. Здесь же лестница осталась натуральной, высота каждой ступени около полуметра, поэтому подыматься наверх можно только помогая себе руками.

Главное святилище Та Кео, посвященное Шиве, тоже имеет форму пирамиды

Строители успели возвести основной объем храма, но не успели украсить его рельефами. Поэтому все каменные блоки в Та Кео девственно чистые, они демонстрируют то, как стены кхмерских храмов выглядели без художественной отделки. Круглые отверстия в блоках нужны были для удобства их переноски, в них вставляли деревянные или металлические палки.

Внутренний объем главного прасата в Та Кео удивительно большой, как правило, площадь помещений в подобных башнях ничтожная, а тут целый зал. Здесь делает своей бизнес очередная монашка или кто-то на нее похожий.

В отличии от храмов своего отца (Пре Руп, Восточный Мебон) свой храм Джаяварман V сделал полностью каменным. На строительстве у него явно трудились тысячи пленных тямов (сейчас этот народ живет преимущественно во Вьетнаме), с которыми он вел успешные войны.

Прежде чем спускаться по крутой лестнице вниз, стоит обратить внимание на галереи вокруг главной пирамиды, возможно это первые подобные галереи в кхмерской архитектуре. Впоследствии подобные крытые коридоры будут применять в Ангкор-Вате.

Фото на память на платформе храма Пре Руп - Максимус в своем максимальном весе - 103 кг. В завершении рассказа, совет от автора данного журнала, звучит он так - прежде чем лазить по храмам Ангкора на жаре в 40 градусов, попытайтесь хотя бы немного похудеть, это возможно убережет вас от многих ненужных проблем со здоровьем. К сожалению, человек на данном фото не внял этому мудрому совету и после пары недель беготни по кхмерским джунглям попал в местную больницу. Поимев, и тепловой удар, и отравление, и травму позвоночника. Уверен, похудев хотя бы на 15 кг мне было бы во всех смыслах намного легче:) В общем, желаю всем здоровья)

Предыдущие посты, посвященные Камбодже и Ангкору: