Правила пересечения границы беларусь-польша. Бюджетное путешествие на автомобиле по польше Требования к автомобилю для въезда в польшу

Всякий раз, находясь на границе мы замечаем как некоторых наших соотечественников при прохождении границы поляки «разворачивают» обратно в Россию. Каким требованиям должен отвечать автомобиль, что нужно делать и какие документы иметь при себе, чтобы избежать такой ситуации?

Все очень просто, ничего сверхъестественного нет.

Требования к автомобилю

  1. Полностью исправные световые приборы. Проверьте, чтобы фары головного света, габаритные огни, стоп-сигналы и фонарь заднего хода работали. Рекомендуем всегда иметь в бардачке запасные лампочки, чтобы была возможность в случае чего оперативно их поменять на границе.
  2. Отсутствие трещин на лобовом стекле. Мелкие сколы, небольшие трещины в пару сантиметров допускаются. Если же у вас трещина во все лобовое стекло, то вас обязательно развернут обратно в Россию.
  3. В автомобиле в обязательном порядке должны присутствовать: а) светоотражающая жилетка; б) знак аварийной остановки (треугольник); в) огнетушитель с неистекшим сроком годности; г) запасное колесо, либо ремкомплект (как правило баллон с резиной-клеем) для машин, в которых не предусмотрено штатное место для размещения запаски.
  4. Также не забудьте снять свой радар-детектор. За его использование вас ждет огромный штраф!
  5. На автомобиль должна быть куплена зеленая карта! Зеленая карта (аналог нашего ОСАГО) выписывается не на водителя, а на автомобиль. Т.е. управлять автомобилем может кто угодно.

Требования к пассажирам автомобиля

  1. У водителя обязательно должны быть на руках следующие документы: а) техпаспорт на автомобиль (спрашивают всегда); б) права (любые, маленьние\большие\ламинированны\обычные) – спрашивают иногда; в) действующая зеленая карта
  2. У водителя и пассажиров должны быть загранпаспорта с действующей визой, либо карточки МПП
  3. У водителя и пассажиров должна быть действующий полис страхования жизни «выезжающих за рубеж». Спрашивают крайне редко (действительно очень и очень редко), но во избежание недоразумений лучше его иметь при себе.
  4. Также иногда могут потребоваться документы подтверждающие цель поездки: брони гостиниц, приглашение от бизнес-партнеров и т.п.

Что спрашивают польские пограничники и что им отвечать?

  1. Цель поездки? Куда едете? Не стоит сочинять и придумывать на ходу план поездки. Скажите честно и прямо: «еду в гданьск\эльблонг\итд, в магазины тратить деньги». Все прекрасно понимают, что большинство выезжающих отправляются именно с этой целью и никак уже не «посмотреть подземелья Кракова» 🙂
  2. Сроки поездки? Тут все просто. Ответьте честно, что едете на 1-2-3…. дня.
  3. Иногда спрашивают сколько у вас с собой денег. Если наличных нет, то скажите, что все деньги на карточках и покажите их.
  4. Сколько с собой алкоголя\сигарет? Напомню вам нормы: 2 пачки сигарет и 1 литр алкоголя на человека. Если пограничник заметит, что вы смутились и заволновались с ответом на этот вопрос, то с большой долей вероятности вас отправят на усиленный досмотр.

Ну вот и все. Соблюдая несложные требования вы легко и просто пройдете границу! Удачных путешествий!

Польша - одна из наших ближайших Шенгенских соседей, хотя Россия и не граничит с ней непосредственно. Конечно, на первом месте в этом вопросе Финляндия, находящаяся рядом с Ленинградской областью, и имеющая прямые пограничные переходы с Россией. Это очень удобно для питерцев, многие из которых имеют финскую визу и все свои автомобильные маршруты в Европу начинают отсюда. А вот для подмосковья и более южных областей делать такой северный крюк не очень удобно. Кроме того, чтобы попасть в другие страны Европы из Финляндии на автомобиле, нужно воспользоваться паромом, а это время и дополнительные деньги. Поэтому для автотуристов центральной части России оказывается более удобным и быстрым другой маршрут в Европу - через Беларусь и Польшу (конечно, если вы предпочитаете самолет, все вышесказанное для вас совершенно неважно).

М1 в русских и белорусских традициях

Итак, если вы решили выбрать этот путь, ваш маршрут будет пролегать по знаменитой Смоленской дороге (трассе М1), идущей практически напрямую от Москвы до Бреста, расстояние до польской границы - 1060 км. Российская часть трассы длиной 455 км, по нашим меркам, достаточно неплохая: две полосы в каждую сторону, разметка более-менее присутствует, а зимой дорога опять же, более-менее, чистится. Единственный минус - масса населенных пунктов и дурацких знаков, вынуждающих местами ехать 50-60 км/час. Впрочем, даже там, где знаков нет, по нашим правилам максимальная скорость все равно всего 90 - до статуса автомагистрали М1 не дотягивает.

На своей белорусской части трасса становится явно лучше и почти достигает европейского уровня. Знаки разрешают движение на большей части этого 605-и километрового участка со скоростью 120 км/час. Но и тут есть свой минус: придорожный сервис, далеко не лучший и на российской территории, на белорусской земле практически сходит на нет. Помните, в бессмертном советском мультике «Тайна третьей планеты» некая планета «Железяка» описывалась следующим образом: «людей нет, полезных ископаемых нет, воды нет, населена роботами»? Ну, вот примерно так же пустынно выглядит трасса М1 в Беларуси.

По сути, там есть только несколько десятков АЗС, на которых, впрочем, можно заправиться за российские рубли. Придорожный общепит, и, в особенности, туалеты на стоянках выглядят так, что вы вряд ли захотите ими воспользоваться. А если даже и захотите чего-нибудь пожевать (туалеты типа «очко» бесплатны!) - то только за «зайчики» (так исторически называется белорусская валюта). А «зайчики» - только в обменном пункте. А обменный пункт, как в известном сериале, «где-то рядом»… В общем, для белорусского участка пути намного проще (и безопасней для здоровья) запастись бутербродами и кофе в термосе. Потерпите до Польши - там поедите на славу!

Из серьезных вещей следует помнить следующее. Во-первых, не расслабляйтесь сильно от того факта, что в Беларуси нет стационарных постов ДПС. Зато есть мобильные экипажи, которые, как и у нас, любят прятаться в кустах, а штрафы за превышение скорости намного серьезнее - до нескольких сотен евро, и оплачивать придется в банке, что потребует затрат времени. Во-вторых, нужно знать, что никаких дополнительных страховок или оплаты «за транзит» на границе сейчас делать не нужно. Страховка годится международная (тот самый « Green Card », который, как я надеюсь, вы уже получили), а за дороги вы заплатите 4 раза по 20-25 руб (российских) на четырех пунктах взимания платы со шлагбаумами - их вы точно не пропустите. Так что границу Россия-Беларусь просто проезжаете без остановки. Практика показывает, что не особо нарушая ПДД, выехав в 5 утра из Москвы, чтобы миновать все пробки, к 16-17 часам вы приедете на границу в Брест.

Граница

Пограничный переход Брест-Тересполь отнюдь не единственный между Беларусью и Польшей, но самый большой. Было время, когда на автомобиле в очереди на этом переходе можно было простоять несколько суток, а проход без очереди, организуемый местными бандитами, стоил 100 долларов, а потом и 100 евро. Но тогда между Польшей и Беларусью был безвизовый режим, и граждане активно зарабатывали на этом, перемещая через границу бензин и сигареты. Сейчас для белорусов, как и для всех остальных, необходима шенгенская виза, а стоимость ее получения свела этот «бизнес» практически на нет.

Так что, в зависимости от дня недели и времени суток, сейчас вы простоите на этом пограничном переходе от получаса (повезло!) до часов 3-4. Лучше всего переходить границу в выходные или праздничные дни, а также в районе 2-3 часов ночи - тогда очереди минимальны. Если вдруг на этом переходе образовался не сдвигающийся с места затор, можно попробовать другой переход - Домачево, он всего в 50 километрах южнее Бреста. Там очереди обычно меньше, но меньше и пограничников, так что выигрыша во времени может и не получиться. К тому же в Домачево не пропускают автобусы и микроавтобусы.

Все, что можно и нельзя провозить через границу Польши, вы легко найдете на специальных сайтах, например, или .

Максимальное внимание таможенники обычно уделяют спиртному (максимум 1 л крепких напитков или 2 л вина) и сигаретам (200 шт, или 1 блок). Нельзя провозить бензин или дизельное топливо в канистрах - только то, что в баке. Если везете канистры, перед границей перелейте все их содержимое в бак. Висящие на границе объявления гласят, что нельзя провозить мясные и молочные продукты, так что употребите свои бутерброды, по возможности, на территории Беларуси - все равно в Польше еда лучше и дешевле. На вопрос «Что везете?» наилучший ответ - «только личные вещи». Иногда вас могут попросить открыть тот или иной чемодан или сумку.

А вот то, что иметь на границе нужно обязательно: паспорт с визой на каждого пассажира, свидетельство о регистрации транспортного средства («техталон»), оформленный на водителя (доверенности здесь не прокатят), права, страховку на машину (« Green Card »).

Очень часто спрашивают про денежные средства (помните, необходимо 300 злотых или 75 евро на день пребывания?), так что надо будет показать валюту и/или кредитные карточки. Очень редко, но бывает, что спрашивают приглашение или его копию. В этом случае отвечаем, что оригинал приглашения, как и полагается, в посольстве, а копию желательно взять с собой (спросите ее в той фирме, что будет помогать вам с визой).

В машине могут проверить наличие аптечки, знака аварийной остановки и, (внимание!) , светоотражающих жилетов на всех пассажиров, так что запаситесь ими заранее, стоят недорого. На машине должен быть приклеен знак « RUS » в белом овале. Бывает, что проверяют работу всех световых приборов - замените лампочки, если надо, заранее. Могут не пропустить автомобиль, если на ветровом стекле большие трещины, мешающие обзору.

Категорически запрещены шипованные шины и любые антирадары или радар-детекторы! Даже за простое наличие в машине неиспользуемого антирадара предусмотрен очень большой штраф с конфискацией оного.

Едем по-польски

Итак, надеюсь, вы перешли (точнее, переехали) границу за разумное время, и оказались на территории Польши. Первое, что вы должны сделать - включить ближний свет фар и не выключать его здесь больше никогда, пока двигаетесь. Это требование местных ПДД, за нарушение которого вас тут же остановит любой полицейский. Стационарных постов дорожной полиции здесь, как и во всем цивилизованном мире, нет, но мобильных патрулей много, и очень часто они, вполне в русских традициях, прячутся в укромных местах и отлавливают нарушителей.

Краткое мигание встречного автомобиля дальним светом здесь может говорить вам две вещи: во-первых, как и у нас, «впереди засада полиции», а во-вторых, «у тебя не горят фары», так что если вам моргают все встречные машины, проверьте, включен ли ближний свет.

Следующая важная вещь - скоростной режим. На границе вы увидите плакат, примерно подобный вот этому:


Здесь показана допустимая максимальная скорость в разных ситуациях, и мы можем увидеть массу отличий от российских правил. Ограничение скорости в населенных пунктах (здесь это называется «Зона застройки») в Польше зависит от времени суток: 50 км/час с 5 утра до 11 вечера, и 60 км/час - в ночное время. Вне населенных пунктов, как и у нас, лимит - 90 км/час, однако если дорога имеет по две полосы в каждом направлении вне зоны застройки, или установлен специальный знак, то 100 км/час. Четырехполосная дорога со специальным знаком за городом дает вам возможность разогнаться до 120, а автомагистраль - аж до 140 км/час. Впрочем, автомагистралей в Польше мало и все они платные.

Есть очень существенное отличие в том, где начинается и кончается зона ограничения скорости в населенных пунктах. У нас мы привыкли к знакам типа «название на белом фоне», после которого устанавливается ограничение вплоть до такого же знака, но перечеркнутого красной линией. В Польше знаки названий населенных пунктов имеют зеленый фон (см. рисунок ниже), и никак не влияют на скоростной режим.


На скоростной режим, напротив, влияют только знаки «зона застройки» (силуэт города на белом фоне) и «конец зоны застройки» (он же, перечеркнутый), причем эти знаки установлены совсем те там, где знаки названия населенных пунктов на зеленом фоне, то есть эти пары знаков сосуществуют абсолютно отдельно друг от друга! А поскольку в Польше одна деревня следует вплотную за другой, и большинство дорог проходит через центры населенных пунктов, нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить зоны начала и конца ограничения скорости - полицейские не дремлют!

Вообще, в Польше
масса креативных дорожных знаков, отличающихся от наших, но большинство из них понятно без объяснения. Единственный знак, систематически вгоняющий в ступор иностранных в одителей, вот этот.

Сходство с черепом и скрещенными костями вполне оправдано. В переводе это означает «черное место», т.е место, на котором постоянно происходят аварии. И хотя формально знак ничего от вас не требует, он сообщает, что на этом месте столько-то человек погибло (zabitych ) и столько-то ранено (rannych ), Может быть, есть смысл сбросить скорость?

Ну, а вот такой знак максимально понятен. Видимо, так много машин опрокинулось на этот несчастный дом на обочине, что местные власти решили придумать новый знак «осторожно, опрокидывание на дом».

Несмотря на помощь Евросоюза и активное строительство новых автомагистралей, большинство дорог в Польше остаются узкими и двухполосными. Фактически, на данный момент почти достроены платные автострады Варшава-Франкфурт-на-Одере (до границы с Германией) и Варшава-Краков. Эти дороги уже полностью соответствуют евростандартам, но вот все остальные… Все остальные проходят через города и прочие населенные пункты, и если на них есть достаточно широкие асфальтированные обочины - это уже хорошо. К тому же часто эти дороги нуждаются в ремонте, и тогда встречные потоки едут всего по одной полосе, разделяемые временным светофором. Получаются пробки, как на фото ниже:


Этика на дороге

Понятно, что новые дороги по всей стране сразу не построишь, а ездить как-то надо уже сегодня, и поэтому среди водителей-профессионалов сформировался определенный кодекс поведения на дороге. Хотя он работает практически во всех странах, особенно ярко его действие проявляется на узких польских дорогах.

Вот, например, вы пытаетесь на двухполосной дороге, в условиях ограниченной видимости, обогнать большой грузовик. Во-первых, вы должны внимательно смотреть на знаки и разметку. В Польше никто не устанавливает знаки, чтобы «срубать бабло», поэтому они из врагов становятся вашими союзниками. Если вы видите с вашей стороны прерывистую линию - значит, вы будете видеть встречный поток, если же с вашей стороны сплошная - не пытайтесь идти на обгон, если конечно, вы не собираетесь покончить жизнь самоубийством прямо здесь и сейчас. Хотя после России в это сложно поверить, разметка действительно соответствует дорожной ситуации!

Во-вторых, вы пошли на обгон, но обгоняемый грузовик почему-то включил левый поворотник. Этим он показывает вам: «не высовывайся, есть встречные машины», ему-то с его высокой посадкой все видно очень хорошо. Если же он, наоборот, включил правый указатель поворота, это означает: «давай, встречная полоса впереди чистая». Как правило, в этом случае он прижмется вправо, насколько будет позволять ширина дороги. Обогнав этот грузовик, не забудьте поблагодарить его коротким включением «аварийки», во всех странах это означает «спасибо».

Точно также должны делать и вы. Если вам в хвост пристроился автомобиль, явно пытающийся ехать быстрее вас, прижмитесь насколько возможно вправо и включите правый указатель поворота, показывая готовность уступить дорогу. Еще более сложные действия потребуются от вас при обгонах на более-менее широких двухполосных дорогах, на которых есть большие обочины с каждой стороны (рисунок ниже). Реально, на такой дороге по ширине могут разъехаться три автомобиля, и именно это обычно и делают поляки. Если пытаются обогнать вас, примите максимально вправо и включите правый поворотник. Если вы видите, как кто-то пытается сделать такой маневр на встречной полосе, также примите вправо, освобождая середину дороги обгоняющему автомобилю. При этом не следует забывать, что на обочинах могут находиться припаркованные автомобили, в которые вы можете смачно врезаться, выполняя все эти действия в духе «уступите дорогу».


Так что внимание, аккуратность и вежливость - это те три «кита», на которых зиждется безопасное вождение в Польше. Смиритесь с тем, что средняя скорость по стране составит 45-55 км/час. Быстрее в тамошних условиях вы сможете попасть разве что в списки zabitych в каком-нибудь очередном czarny punkt.

И напоследок про алкоголь. Как и в России, в Польше реализуется принцип «нулевой терпимости» к алкоголю за рулем. Все, что выше 0.2 промилле, относится к серьезным административным правонарушениям, а выше 0.5 - к криминальным, то есть уголовным. Поэтому полное воздержание от алкоголя за рулем будет правильным решением.

P . S . А причем тут фото аистов, вынесенное в начало этой статьи, спросите вы? При том, что в Польше аисты - это такой же почти священный символ, как кошки в Египте или коровы в Индии. Гербы многих польских населенных пунктов содержат изображение аиста. Если аисты свили гнездо у вашего дома - для поляков это очень хорошая примета, и вы увидите множество таких аистиных гнезд, проезжая через эту небольшую страну, по праву гордящуюся своей историей и культурой. Но об этом - в следующий раз.

Путешественникам на заметку информация о поездке в Польшу в 2019 году: цены, как сделать визу, как добраться до Польши на машине, самолете, поезде, автобусах, что посмотреть и какую еду попробовать.

Несмотря на прошлые взлеты и падения, сегодня Польша является страной с развитой туристической инфраструктурой. Она широко распахивает свои объятия навстречу всем, кто желает с ней поближе познакомиться. И ей есть чем похвастаться: девственная Беловежская пуща, острые пики гор и кочующие песчаные дюны на побережье Балтийского моря, костёлы, тевтонские замки и многое другое.

Как добраться до Польши?

Авиа

Проще всего добраться до Польши самолетом: из Питера и Москвы есть прямые и стыковочные рейсы авиакомпаний LOT, "Аэрофлот", Austrian, Lufthansa, Easyjet, Air Baltic и др. Время в пути - 2-3 часа, а стоимость варьируется от 8 до 11 тысяч рублей туда и обратно. Дешево летает Wizz Air (с пересадкой в Будапеште), цена авиабилета - 5-8 тысяч рублей.

Поезд

Можно приехать в Польшу на поезде: ежедневно по маршруту Москва-Варшава ходит состав "Полонез". Билет туда-обратно стоит около 230 евро. Этот вариант стоит примерно столько же, что и авиаперелет, однако занимает куда больше времени - 18 часов. Есть и проходящие поезда, на которых можно доехать до Польши.

Автобус

Автобусы в Польшу тоже ходят - компания Lux Express предлагает путешественникам воспользоваться ее услугами. Это довольно бюджетный способ (хотя авиаперелет может стоить даже меньше), но отнимает много времени. Стоимость билета в одну сторону из Москвы и Петербурга - от 5 тысяч рублей. Также можно путешествовать на автобусах Ecolines. Перевозчики часто устраивают выгодные акции и распродажи, например, у Lux Express бывают - о таких акциях мы сообщаем в рубрике , а также в нашей . Подписывайтесь, чтобы быть в курсе новостей.

Поездка в Польшу из Калининграда

Поездки в Польшу из Калининграда обойдутся жителям города в сущие копейки: на автобусе за 500 рублей можно доехать до города Гданьска, за 750-1000 рублей - до Варшавы. Из Калининграда можно добраться до Варшавы на комфортабельных автобусах Ecolines: время в пути - около 8 часов, стоимость билета - около 2250 рублей в обе стороны. Обычно при покупке туда-обратно действует скидка 20%.

Поездка в Польшу на машине

Если вы запланировали поездку в Польшу на машине, то необходимо предъявить на польской границе следующие документы: загранпаспорт с действующей визой, водительские права международного образца, техпаспорт и green card - международный полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Иногда могут потребовать действующий полис страхования и подтверждение цели поездки (бронь отеля, приглашение и т. д.). Кроме того, не забудьте установить знак, который указывает на государство, в котором автомобиль зарегистрирован. В автомобиле должны быть исправны световые приборы. Обязательно иметь светоотражающую жилетку, знак аварийной остановки, огнетушитель и запасное колесо/ремкомплект. Лобовое стекло должно быть без трещин. Радар-детектор в автомобиле недопустим.

Аренда авто:

Взять напрокат автомобиль можно при помощи Skyscanner Car Hire - популярный сервис, позволяющий забронировать нужный автомобиль онлайн.

(photo © BiLK_Thorn / flickr.com)

Виза для поездки в Польшу в 2019 году

Как получить визу для поездки в Польшу в 2019 году? Подавать заявление на визу можно либо в Консульском отделе Посольства РП в Москве, либо через Пункт приема визовых заявлений. В первом случае нужно заполнить анкету на визу на сайте , в противном случае заявление принято не будет.

Необходимые документы для поездки в Польшу:

  • заполненная анкета на визу;
  • загранпаспорт (срок действия - не менее 3 месяца с окончания поездки) и копия первой страницы;
  • две цветные фотографии 3,5 х 4,5;
  • визовая оплата (консульский сбор - 35 евро, сервисный сбор в пунктах приема - 19,5 евро);
  • подтверждение брони проживания;
  • проездной документ;
  • медицинская страховка, действующая в странах Шенгена;
  • финансовые средства из расчета не менее 100 злотых на каждый день пребывания и подтверждение их наличия: дорожные чеки, выписка со счета и т. д.;
  • копия внутреннего паспорта.
  • Образцы визовый анкеты, список аккредитованных турфирм и адрес посольства Польши в Москве можно узнать здесь: . На сайте вы найдете информацию об адресах визовых центров.

Жилье в путешествии. Отели ищите на Roomguru.ru - сервис находит выгодные предложения среди нескольких систем бронирования. Альтернатива отелям - популярный сервис аренды частного жилья Airbnb . Попробуйте найти для своей поездки квартиру или дом. Это намного комфортнее и зачастую дешевле (особенно если ехать компанией или семьей).

Поездки в Польшу за покупками

Не секрет, что многие ездят в Польшу не только ради отдыха - магазины в дни распродаж предлагают соблазнительные скидки на одежду известных марок, особенно в Варшаве множество торговых центров, в которых представлен широкий ассортимент мировых брендов. Наиболее популярные - Blue City, Arkadia, Galeria Mokotow и Złote Tarasy.

Поездки в Польшу за покупками популярны у жителей соседних стран. С 20 декабря начинаются рождественские распродажи в Польше - скидки достигают 20-50%, а после Рождества доходят и до 80%. Однако шоппинг в Польше лучше устраивать в середине января и середине июня, когда большинство магазинов устраивают тотальные распродажи старых коллекций.

Однако если вам не удалось посетить Польшу в сезон скидок, не печальтесь, ведь в течение всего года в стране работают аутлеты и проводятся ночные распродажи. А в Белостоке, где находятся такие гиганты, как Auchan, Alfa и Galeria Biala, вы сможете найти все, что угодно. К тому же вы сможете благодаря Tax Free сэкономить до 22% НДС.

Еда в Польше: что попробовать?

В польской кухне, как и в немецкой, большое внимание уделяется капусте и мясу, что нашло отражение в таком известном блюде, как бигос - тушеная капуста с мясом. Также популярны красный и белый борщи, журек, рассольник, пероги - похожее на пельмени блюдо, колдуны, вареники. Любят в Польше и десерты: сэрник, пирог с маком, шарлотку, мазурку.

Пиво поляки потребляют не меньше, чем их соседи-немцы (а может, и больше). Польша так же, как и , славится своими древними пивными традициями - в стране пенный напиток был известен уже в десятом веке. Многообразие сортов пива Польши впечатляет. Чтобы продегустировать польское пиво, рекомендуем посетить один из многочисленных пивных фестивалей, проводимых в Польше, к примеру, Chmielaki Krasnostawskie.

Помимо пива, в Польше распространены и другие спиртные напитки: водка, различные настойки (зубровка, старка) и фруктовые наливки, мед, гжанец.

Цены на еду в Польше приемлемые, однако они, естественно, колеблются в зависимости от статуса ресторана. Очень бюджетно можно поесть в так называемых молочных барах , где зачастую цены в три, а то и в четыре раза ниже ресторанных. Такие бары популярны среди местного населения, так как предлагают традиционные блюда.

Кстати, целых два польских города - Варшава и Краков - входят в десятку по версии портала Price of Travel. В свою очередь Польша входит в число пяти .

(photo © warcuy / flickr.com)

Поездка в Польшу: что посмотреть?

Как бы банально это не звучало, но Польша богата на исторические и архитектурные памятники, а из-за ледника, который то наступал, то снова отступал, страна имеет причудливый рельеф. Чему же стоит уделить внимание при поездке в Польшу?

Варшава

В Варшаве, исторический центр который был отстроен заново после Второй мировой войны, следует посетить уютный Старый город: Дворцовую площадь с Королевским замком, собор св. Яна и костел Отцов иезуитов, Рыночную площадь, откуда начинается самая маленькая улица столицы - Каменны Сходки. Не забудьте и про Краковское предместье, Лазенки, Королевский тракт и Дворец на воде.

За пределами Старого города вас, увы, постигнет разочарование: будучи центром страны, город семимильными шагами движется вперед, поэтому небоскребы высятся то тут, то там, а из-за советского влияния в городе вы встретите множество унылых многоэтажек.

Краков, безусловно, самый посещаемый туристами город в Польше. И не мудрено: здесь сосредоточено столько костёлов, монастырей и часовен! А советская застройка почти не коснулась города, поэтому ничего не омрачит ваш взор. Обязательны к посещению Казимеж, архитектурный комплекс Вавель и, разумеется, Старый город, где вы найдете много всего интересного, а также Рыночная площадь с торговыми рядами Сукеннице.

(photo © Around the World in 480 Days / flickr.com)

Лодзь

Лодзь, промышленный город, ныне привлекает туристов красивыми фасадами купеческих и фабрикантских домов, соседствующими с промышленными постройками. Город по праву считается культурным центром: здесь находится всемирно известная Школа кинематографии.

Люблин

В Люблине, который не пользуется такой популярностью, как Краков и Варшава, тем не менее есть что посмотреть: аутентичный Старый город не уступает краковскому. Многим нравится этот город также из-за отсутствия толп туристов. Говоря о Люблине, трудно забыть о печальной славе Майданека - лагеря смерти, который был расположен на окраине города. Теперь в нем находится мемориал.

Другие города Польши

Вроцлав, эта польская Венеция, замечателен более 200 мостами. Благодаря смеси готической, барочной и архитектуры в стиле модерн город не имеет недостатка в туристах.

В таких городах, как Мальборк, Пачков, Фромборк, Уязд сохранились сооружения, принадлежавшие рыцарям Тевтонского ордена, а вокруг Кракова и вовсе был целый оборонительный комплекс.

Помимо архитектурных изысков, Польша блистает и природными достопримечательностями: знаменитая Беловежская пуща, Нарвянский и Бебжанский национальные парки, чистейшие Мазурские озера... А на побережье Балтийского моря путешественников ждут курорты Сопот, Буско-Здруй, Ребаль, Леба, Устка и т.д.

Для тех же, кто любит активный отдых, Польша тоже приготовила сюрприз: Польшу обрамляют такие массивы, как Судеты, Бескиды, Татры, Похлале, Горце, Пеннины и Бещады - есть где покататься! Одним словом, не нужно ограничиваться Закопане - надо исследовать другие .

(photo © PolandMFA / flickr.com)

Источник вступительного изображения: © iwona_kellie / flickr.com.

Евгений родом из Минска, но сейчас постоянно живет в Варшаве. В Минск ездит раз в месяц-полтора, в основном на машине, поэтому опыта пересечения границы у него хоть отбавляй. Как сэкономить время на погранпереходе, как лучше оформить Tax Free, где переночевать в случае необходимости - в его рассказе.

Маршруты

Между Беларусью и Польшей - пять пограничных переходов, через которые можно проехать на легковом автомобиле (сортировка с севера на юг, в соответствии с картой):

  • "Брузги - Kuznica (Кузница)",
  • "Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)",
  • "Песчатка - Polowce (Половце)",
  • "Брест - Terespol (Тересполь)",
  • "Домачево - Slawatycze (Славатыче)".

Через каждый из перечисленных погранпереходов мне приходилось ездить. Ниже представляю вашему вниманию карту, на которую нанесено пять вариантов маршрутов Минск - Варшава соответственно через каждый из переходов.

Как видно из карты, самая короткая и быстрая дорога - через ПП "Бобровники". Маршрут через "Брузги" практически такой же по времени и расстоянию. Далее идет дорога через ПП "Брест", ну а путь через маленькие переходы вроде "Домачево" и "Песчатки" обещает быть самым долгим.

Мне больше всего нравится ездить через ПП "Бобровники". Дорога по РБ после съезда с трассы М1 там узкая, не особо загруженная. При этом она проходит по местности с красивым рельефом и имеет хорошее покрытие. По Польше дорога Белосток - Варшава (190 км) примерно наполовину состоит из четырехполосной автострады с ограничением скорости 120 км/ч. Остальная часть - двухполоска (90 км/ч). Но сейчас эта дорога активно расширяется, к концу 2015 года узких кусков (с хорошим покрытием) останется только около 20-30 км. На трассе Тересполь - Варшава (также 190 км) несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, так что покрытие на этой дороге отличное. Но основные ее минусы в том, что она узкая (двухполосная), загруженная и проходит через кучу населенных пунктов с ограничением "50". И именно в населенных пунктах довольно часто стоит полиция с радаром. Поэтому эта дорога не только медленная (быстрее трех часов мне ее проезжать обычно не удается), но и утомительная из-за постоянных обгонов фур и монотонной езды со скоростью 80-90 км/ч.

Очереди на границе: откуда они берутся

При расчете времени в пути для каждого из маршрутов Google не учитывает время, необходимое для пересечения границы. А время это может составить от 30 минут до нескольких часов, а то и больше. Самое долгое пересечение границы, с которым сталкивался, - почти 10 часов. Это было похоже на пытку, причем не только для водителя, который не может сомкнуть глаза из-за необходимости постоянно подъезжать, но и для пассажиров, так как им то жарко, то комары, то нужно в туалет, то хочется кушать.

Практически все пограничные переходы устроены схоже, причем как с польской, так и с белорусской стороны. Упрощенную схему погранперехода я изобразил на рисунке.

Из схемы видно, что очереди могут скапливаться в нескольких местах: перед въездом на территорию погранперехода, в каналах ("зеленом" и "красном") и на нейтральной территории.

Нейтральная территория везде одинаковая - это дорога (либо мост там, где граница идет вдоль реки), которая имеет по одной полосе в каждую сторону и, как правило, двойную сплошную линию между полосами. Но ее длина отличается на разных переходах, соответственно чем она длиннее, тем больше туда помещается автомобилей, тем большая очередь там может образоваться.

Откуда же берутся очереди на границе? Причин тут несколько. Самая банальная - это большой одновременный наплыв автомобилей. Погранпереходы имеют ограниченную пропускную способность и порой не справляются с ажиотажем. Такое бывает, например, во время рождественских и новогодних каникул, майских праздников и т.д., когда много людей едет в Европу на отдых. Также на моей памяти было несколько всплесков, связанных с повышением ввозных таможенных пошлин на автомобили. Тогда были огромные очереди на въезд в Беларусь из-за того, что очень много людей ввозили и растаможивали авто.

Еще одной причиной больших очередей может быть изменение законодательства РБ и/или Таможенного союза в отношении беспошлинного ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Это известная забава белорусского ГТК, которая стоила многим людям не только времени и денег, но и изрядного количества нервов. Ведь не секрет, что многие белорусы ездят в Польшу за покупками, потому что там дешевле. Причем это касается не только одежды и электроники, а практически всего, начиная от строительных и отделочных материалов и заканчивая продуктами питания. Существует перечень товаров, которые можно ввозить в РБ без таможенного оформления, то есть через "зеленый" канал. Этот перечень доступен на сайте ГТК. Но белорусское законодательство в этом плане неоднозначно, поэтому широко распространены разные его трактовки. Например, один и тот же товар может быть классифицирован разными работниками таможни по-разному. Кроме того, существуют так называемые "внутренние распоряжения" таможни, которые, естественно, отсутствуют в открытом доступе. Как результат, если я, к примеру, купил в IKEA журнальный столик, который по официальной классификации не подлежит таможенному декларированию, и въезжаю с ним в РБ через "зеленый" канал, работник таможни может направить меня в "красный" канал, объяснив это тем, что мне необходимо его задекларировать, пусть даже без уплаты таможенной пошлины. При этом обычно идет ссылка на "внутреннее распоряжение".

К чему же я все это так детально описываю? Дело в том, что из приведенной схемы погранперехода видно, что самым узким его местом является нейтральная территория. Так как белорусская сторона большую часть автомобилей направляет в "красный" канал, оформление на котором занимает гораздо больше времени, чем на "зеленом", то, заняв все "красные" каналы машинами, новую партию с нейтральной территории белорусы не запускают, пока не освободится место в каналах. При этом неважно, что на нейтральной территории могут стоять машины, направляющиеся в "зеленый" канал, который в это время может пустовать. Они не могут в него попасть, пока не заедут на территорию погранперехода с нейтральной территории в порядке живой очереди.

Я не раз попадал в такую ловушку. Проехав польскую границу на переходе "Брест - Тересполь", я вставал в очередь в отстойник перед выездом на нейтральную территорию, в котором к тому времени уже находилось несколько десятков, а то и сотен автомобилей. Они скопились там потому, что нейтральная территория тоже вся была занята машинами (см. фото ниже). А это было вызвано тем, что на белорусской границе все "красные" каналы были заняты, новые машины запускали на территорию по мере освобождения каналов.

Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид назад в сторону Польши


Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид вперед в сторону РБ

Я назвал это ловушкой, потому что в такой ситуации никуда уже не денешься. Теоретически, находясь на нейтральной территории, можно развернуться и опять въехать в Польшу, чтобы поехать на другую границу. Но, во-первых, на въезд в Польшу тоже может быть очередь, во-вторых, такие маневры, как правило, вызывают негативную реакцию у пограничников, что может в результате вылиться в дополнительное ожидание и разборки.

Как не попасть в ловушку

Как же все-таки поступить, чтобы не попасть в такую ловушку и не провести в ней полдня? Здесь я дам несколько советов, которыми пользуюсь и сам, когда езжу из Варшавы в Минск и обратно.

Во-первых, по дороге на границу нужно собрать информацию об очередях. Есть несколько источников такой информации:

  • . Надо заметить, что верить информации на этом сайте можно не всегда. Причин тому несколько. Во-первых, информация там обновляется нечасто - каждые несколько часов, за которые ситуация может кардинально поменяться. Во-вторых, эта информация показывает очередь (количество автомобилей), которая уже находится на территории погранперехода, то есть в каналах. Она не учитывает те машины, что стоят в очереди перед въездом на территорию или на нейтральной территории. На этот случай можно посмотреть изображение с камер, доступное на этом же сайте, но камеры не снимают нейтральную территорию, а только въезд на территорию погранперехода со стороны РБ;

  • сайт польского погранкомитета . Там указано время, необходимое для пересечения польской границы по "красному" и "зеленому" каналам. Также можно посмотреть изображения с камер. Кроме того, есть официальное приложение для смартфонов, что довольно удобно;
  • "сеть осведомителей". Чтобы выехать за границу Беларуси на автомобиле с белорусской регистрацией, необходимо иметь "зеленую карту" - автомобильную страховку гражданской ответственности, которая действует на территории ЕС. В Беларуси есть несколько страховых компаний, которые делают такие страховки. Цены у них одинаковые, их агенты сидят на всех заправках возле границы. Есть также пункты оформления "зеленой карты" прямо на границе. Все агенты с удовольствием дают свои номера телефонов, когда делаешь у них страховку. Поэтому можно позвонить им и узнать, есть ли очередь на границе. Это самый надежный источник информации об очередях. Но воспользоваться им по понятным причинам можно только при выезде из Беларуси.

Как делаю я: Минск - Варшава

Когда я еду из Минска в Варшаву, то, конечно, пользуюсь "сетью осведомителей". Я собрал номера телефонов у страховщиков на ПП "Бобровники", "Брест" и "Домачево", так как пользуюсь в основном этими тремя переходами. Из Минска на границу я выезжаю всегда по трассе М1 в направлении Бреста и, проехав Барановичи, звоню на ПП "Бобровники". Если там нет очереди, еду туда. Если там очередь, еду в Брест. Доехав до перехода "Брест - Тересполь", смотрю на месте, есть ли очередь, и звоню на ПП "Домачево" узнать обстановку там. В итоге выбираю либо "Брест", либо "Домачево" (дорога к нему идет прямо от погранперехода "Брест - Тересполь" вдоль границы). Я делаю так потому, что, если поехать на "Бобровники" сразу и окажется, что там очередь, то деваться оттуда будет особо некуда, потому что ближайший к "Бобровникам" переход - "Брузги", а туда 70 км и час пути, поэтому особого смысла в таком переезде нет. А вот от Бреста до Домачево - 44 км, да и дорога лучше. Кроме того, из Бреста можно уехать на ПП "Песчатка", до которого 55 км. Но такой вариант - на самый крайний случай, потому что из Песчатки по Польше нужно долго добираться до трассы маленькими узкими дорожками, что по времени это имеет смысл, только если очередь на границе на 5-6 часов.

Как делаю я: Варшава - Минск

Из Варшавы в Минск в последнее время я езжу только через Тересполь. Доезжаю до перехода "Брест - Тересполь", смотрю, есть ли там очередь. Тут имеется такой нюанс: очереди при въезде на территорию погранперехода и в каналах может и не быть, но это не значит, что получится быстро пройти границу. Это и есть та самая ловушка, которую я описывал выше. Может оказаться так, что движение тормозится белорусской стороной, и тогда можно провести в отстойнике и на нейтральной территории несколько часов. Поэтому я уточняю ситуацию у пограничников, и если оказывается, что белорусы медленно пускают машины, то я еду на ПП "Домачево". Там обычно нет больших очередей, но, во-первых, дорога до перехода, а потом от перехода до Бреста занимает минимум час, во-вторых, польские пограничники и таможенники там работают заметно медленнее, чем на крупных переходах. Несомненным плюсом этого перехода является то, что жители приграничных районов, которые составляют большой процент пересекающих границу, редко ездят через Домачево. Большинство из них живет в Бресте, им нет смысла делать крюк в 90 км.

Через ПП "Бобровники" из Польши я давно уже не ездил, так как в то время, когда я пересекаю границу (а это обычно 21.00-22.00), там скапливаются большие очереди жителей приграничных городов, для которых этот переход является основным. А так как переход не особо крупный, каналов там гораздо меньше, чем в Бресте.

Для путешественников: ночевка

Выше я описал, как пересекаю границу и чем при этом руководствуюсь. Так как перемещаюсь между Варшавой и Минском без ночевок, в один присест, мне важны каждые 10 минут времени и очень жаль, когда это время тратится на ожидание в очереди.

Я понимаю, что, возможно, мои советы подойдут не всем. Например, тем, кто отправляется в свой летний "евротрип", проще и удобнее поступить следующим образом: доехать до Бреста под вечер, переночевать там и с утра пораньше отправиться на границу. Как правило, рано утром, часов в 6-7, а может, и в 8, очередей быть не должно. Сам я так, правда, не делал. Но вот по дороге из Польши в РБ пару раз ночевал перед границей, поэтому могу порекомендовать пару отелей:

Hotel Pod Dеbami в 5 км от Тересполя. Переночевав там, можно утром быть на границе уже через 10 минут;
- Hotel Delfina в 67 км от Бобровников и в 22 км от Белостока. Ближе к границе можно переночевать только в самом Белостоке, так как от него до границы 45 км, дорога идет через польский кусок Беловежской пущи, поэтому гостиниц там особо нет.

Последнее, о чем я хотел написать, это небольшой лайфхак, связанный с Tax Free. Много туристов, возвращающихся из Европы, оформляют Tax Free на покупки. Чтобы получить возврат НДС по чекам Tax Free, необходимо предъявить их и сами покупки таможенникам на выезде из ЕС, чтобы они сделали отметки о вывозе товаров. Делается это после прохождения паспортного контроля, поэтому теряется дополнительное время. Так вот, процесс оформления Tax Free на границе можно значительно ускорить, внеся информацию с чеков в систему таможни через Интернет заранее. Сделать это можно на сайте польского пограничного комитета . Тогда при оформлении на границе таможеннику не нужно будет вносить всю эту информацию вручную, ему останется только лишь ее проверить и проштамповать ваши чеки.

Надеюсь, что для кого-то информация окажется полезной. Ведь в любом случае, куда бы вы ни ехали, тратить часы в очереди на границе не лучшее времяпрепровождение.

Преимущество такого путешествия – экономия. Поездка в Польшу на собственном авто – удовольствие упоительно дешевое. Недельный отдых, включая бензин (который дороже, чем у нас), платные дороги в Белоруссии и Польше, платные парковки, отели, ресторанчики и развлечения – обойдутся 50 евро на человека в день. А если еще ночевать в кемпингах и питаться полуфабрикатами – можно даже в 25 уложиться. Здесь уж, нет предела совершенству!

Не говоря уже о полной свободе распоряжаться временем и положением в пространстве – тоже приятное состояние, и оно дорогого стоит.

Однако, пускаясь в эту затею, необходимо заранее продумать и подготовить. Предлагаем Вам беспроигрышный алгоритм действий, которые должны предварять Вашу поездку. Чтобы она принесла Вам только приятные сюрпризы, а не превратилась беспрерывное «разруливание» разного рода и степени серьезности проблем.

1.Маршрут

Первым делом – определяем маршрут. Буквально – от порога и… куда душа зовет. Решите, посоветовавшись с друзьями и знакомыми, посидев вечерами в Сети, полистав красочные путеводители и альбомы… - где Вы хотите побывать. Это первый – и самый серьезный - шаг.

Мы же подскажем, что северная Польша хороша для пляжного отдыха – мягкое балтийское побережье с умеренными температурами и прохладной водой, живописные пляжи. Это - маршруты на лето, пролегающие через старинные прибрежные города Гданьск, Солот, Слупск, Гдыня.
А зимой Вас поманят , и самый популярный из них – Закопане.

Польша буквально дышит живой историей, вся она – воплощенная летопись веков – от рыцарских времен до наших дней. очень и очень разнообразны и многочисленны, ведь какой город ни возьми, в нем обязательно найдется исторический памятник, и не один. С целью ознакомления с историей и культурой Польши, обязательно надо посетить Варшаву. Затем идут Краков, опять же Гданьск, расположенный в самом сердце страны Лодзь, живое свидетельство польского Возрождения Познань и конечно, древнюю столицу – Гнезно.

Вниманию самых любознательных и энергичных! Даже не пытайтесь объять это необъятное великолепие за одно путешествие. Польша слишком велика, чтобы открыть ее за неделю отпуска. Решите, что Вы хотели бы увидеть в первую очередь. .

Для полного знакомства со страной лучше все-таки . Для полного знакомства со страной лучше купить экскурсионный тур. Тогда путешествие выстроят оптимальным образом, чтобы за минимальное время Вы получили максимум впечатлений от этой поездки

2. Бронируем отель

В идеале нужно заранее забронировать отели во всех городах, через которые проляжет маршрут. Это непросто сделать, слишком уж много факторов нужно учитывать. Если Вы доверите эту часть подготовки турагентству – Вы выиграете время и сэкономите силы.

В любом случае – необходимо заблаговременно забронировать отель, в который Вы приедете сначала, оказавшись на территории Польши. Потому что подтверждение брони из отеля потребуется для оформления визы.

3.Оформление визы

Визу в Польшу россиянам оформить нетрудно. Для этого нужно обратиться в посольство или консульство Польской Республики. Чтобы не стоять в очередях и не терять время в рабочие дни перед отпуском, закажите оформление визы у туроператора . Это не намного дороже, а если Вы едете всей семьей или большой компанией, возможны скидки на эту услугу, и за очень небольшие деньги Вы выиграете время и сбережете силы, которые пригодятся и для подготовки и для путешествия.

Самое приятное, что Польша входит в Шенгенскую зону, а это значит, что получив визу в Польшу, Вы можете проследовать в любую европейскую страну Шенгенского соглашения. Поэтому многие бывалые автотуристы облюбовали Польшу как идеальный старт для большого путешествия по Европе.

4.Необходимые для поездки документы

Итак, кроме визы, Вам необходимо:

Грин-карта и медицинская страховка для Республики Беларусь (покупается на границе Россия-Беларусь). Грин-карта и медицинская страховка для Польши (покупается на границе в Бресте).

Однако если Вы следуете через Польшу транзитом, медстраховка не обязательна. При отсутствии же медицинской страховки, въезжая на территорию Польши необходимо иметь по 300 злотых на человека в день (это около 75 евро).

Если с Вами следует ребенок, и Вы не родитель или второго родителя с Вами нет, то необходима нотариально заверенное разрешение на вывоз ребенка за границу.

Водительские права. Не обязательно международные. Достаточно российских.

Техпаспорт. Внимание! Обязательно должен присутствовать владелец автомобиля. Даже если он не за рулем. Но управление по доверенности при отсутствии владельца – не пройдет.

Машина: никакой тонировки, особенно на передних дверях. Запрещен въезд на шипованой резине. Не забудьте аптечку. И обязательно уберите антирадары и прочие хитрости. Польские дорожные полицейские этого Вам не простят.

5. Что еще взять с собой?

Важно: ограничения на ввоз табачной продукции и алкоголя. Чтобы не было проблем – лучше не брать с собой сигареты про запас. Бензин тоже – только в бензобаке. Нельзя ввозить некоторые виды продовольствия – мясо, например. Так что доешьте бутерброды перед переходом границы.

Деньги. Если есть медицинская страховка – 100 злотых на каждого в день (около 25 евро) – минимум. Возьмите с собой на неделю 1500 евро – Вам наверняка хватит на семью или небольшую компанию.

Карту автодорог Европы обязательно купите в Москве – в Польше её трудно найти.

6.Как ехать?

Из Москвы проще ехать по трассе М1 до самого Бреста. Переход границы - Брест-Тересполь. Здесь больше пограничников, а значит, и очередь быстрее движется. От Москвы до границы путь составляет 11-12 часов. Процедура перехода занимает от получаса до четырех часов – в зависимости от времени суток и дня (выходной, праздники, будни). Лучше всего переходить в 2-3 часа ночи – народу почти нет. Южнее Бреста есть переход в Домачево. Очереди там меньше, но и пограничников тоже мало, так что по времени получается и дольше, чем в самом Бресте.

На вопрос о цели поездки, отвечаете – туризм. Предъявляете загранпаспорт с визой. Как подтверждение из отеля покажите распечатку электронного письма.

И вот Вы в Польше. Осторожнее на узких польских трассах, соблюдайте правила дорожного движения и следуйте здравому смыслу. Мы надеемся, что эти советы сделают Ваше путешествие легче и позволят максимум внимания и времени уделить активному отдыху, ярким впечатлениям и чудесным открытиям. Счастливого пути!