Средний транспортный самолет ил 214. Почему Индия предпочла украинский АН–178 (который уже есть) российскому ИЛ –214 (которого нет)

Первый полёт 2017 год (план) Начало эксплуатации 2019 год (план) Статус В разработке Единиц произведено 0 Стоимость программы разработки 600 миллионов долларов США Стоимость единицы 35-40 миллионов долларов США 15px Изображения на Викискладе

Ил-214 (также известен под обозначениями МТС - многоцелевой транспортный самолёт и СВТС - средний военно-транспортный самолёт ) - тактический военно-транспортный самолёт , разрабатываемый компанией «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина ».

Грузовая кабина выполнена в идентичных размерах с самолётом Ил-76 МД. По проекту самолёт МТС способен перевозить до 80 % всех типов вооружений и военной техники при значительно меньших затратах. МТС способен перевозить груз массой 12 т на дальность 3700 км, груз массой 20 т на дальность 2000 км, или до 90 десантников .

Стоимость одного самолёта предположительно составит 35-40 миллионов долларов США, стоимость всей программы разработки - примерно 600 миллионов долларов .

История

Первоначально МТС разрабатывался совместно компаниями «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» , НПК «Иркут» и индийской фирмой Hindustan Aeronautics (HAL). . Протокол о начале совместной разработки подписан 6 июня 2001 года .

Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта МТА (Medium Transport Aircraft) было подписано правительствами России и Индии в 2007 году. В последующие годы будущие партнёры договорились, что российской и индийской стороне будет принадлежать по 50 % акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Планировалось, что производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии.

В конце 2015 года стало известно о выходе индийской стороны из проекта. Россия продолжила работы по разработке самолёта самостоятельно.

Тактико-технические характеристики

Приведённые технические характеристики являются расчётными.

Технические характеристики

Лётные характеристики

См. также

Напишите отзыв о статье "Ил-214"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ил-214

«Старые» литовские Боги в моём родном городе Алитус, домашние и тёплые, как простая дружная семья...

Эти боги напоминали мне добрых персонажей из сказок, которые чем-то были похожи на наших родителей – были добрыми и ласковыми, но если это было нужно – могли и сурово наказать, когда мы слишком сильно проказничали. Они были намного ближе нашей душе, чем тот непонятный, далёкий, и так ужасно от людских рук погибший, Бог...
Я прошу верующих не возмущаться, читая строки с моими тогдашними мыслями. Это было тогда, и я, как и во всём остальном, в той же самой Вере искала свою детскую истину. Поэтому, спорить по этому поводу я могу только о тех моих взглядах и понятиях, которые у меня есть сейчас, и которые будут изложены в этой книге намного позже. А пока, это было время «упорного поиска», и давалось оно мне не так уж просто...
– Странная ты девочка... – задумчиво прошептал печальный незнакомец.
– Я не странная – я просто живая. Но живу я среди двух миров – живого и мёртвого... И могу видеть то, что многие, к сожалению, не видят. Потому, наверное, мне никто и не верит... А ведь всё было бы настолько проще, если бы люди послушали, и хотя бы на минуту задумались, пусть даже и не веря... Но, думаю, что если это и случится когда-нибудь, то уж точно не будет сегодня... А мне именно сегодня приходится с этим жить...
– Мне очень жаль, милая... – прошептал человек. – А ты знаешь, здесь очень много таких, как я. Их здесь целые тысячи... Тебе, наверное, было бы интересно с ними поговорить. Есть даже и настоящие герои, не то, что я. Их много здесь...
Мне вдруг дико захотелось помочь этому печальному, одинокому человеку. Правда, я совершенно не представляла, что я могла бы для него сделать.
– А хочешь, мы создадим тебе другой мир, пока ты здесь?.. – вдруг неожиданно спросила Стелла.
Это была великолепная мысль, и мне стало чуточку стыдно, что она мне первой не пришла в голову. Стелла была чудным человечком, и каким-то образом, всегда находила что-то приятное, что могло принести радость другим.
– Какой-такой «другой мир»?.. – удивился человек.
– А вот, смотри... – и в его тёмной, хмурой пещере вдруг засиял яркий, радостный свет!.. – Как тебе нравится такой дом?
У нашего «печального» знакомого счастливо засветились глаза. Он растерянно озирался вокруг, не понимая, что же такое тут произошло... А в его жуткой, тёмной пещере сейчас весело и ярко сияло солнце, благоухала буйная зелень, звенело пенье птиц, и пахло изумительными запахами распускающихся цветов... А в самом дальнем её углу весело журчал ручеек, расплёскивая капельки чистейшей, свежей, хрустальной воды...
– Ну, вот! Как тебе нравится? – весело спросила Стелла.
Человек, совершенно ошалевши от увиденного, не произносил ни слова, только смотрел на всю эту красоту расширившимися от удивления глазами, в которых чистыми бриллиантами блестели дрожащие капли «счастливых» слёз...
– Господи, как же давно я не видел солнца!.. – тихо прошептал он. – Кто ты, девочка?
– О, я просто человек. Такой же, как и ты – мёртвый. А вот она, ты уже знаешь – живая. Мы гуляем здесь вместе иногда. И помогаем, если можем, конечно.
Было видно, что малышка рада произведённым эффектом и буквально ёрзает от желания его продлить...
– Тебе правда нравится? А хочешь, чтобы так и осталось?
Человек только кивнул, не в состоянии произнести ни слова.
Я даже не пыталась представить, какое счастье он должен был испытать, после того чёрного ужаса, в котором он ежедневно, и уже так долго, находился!..
– Спасибо тебе, милая... – тихо прошептал мужчина. – Только скажи, как же это может остаться?..
– О, это просто! Твой мир будет только здесь, в этой пещере, и, кроме тебя, его никто не увидит. И если ты не будешь отсюда уходить – он навсегда останется с тобой. Ну, а я буду к тебе приходить, чтобы проверить... Меня зовут Стелла.
– Я не знаю, что и сказать за такое... Не заслужил я. Наверно неправильно это... Меня Светилом зовут. Да не очень-то много «света» пока принёс, как видите...
– Ой, ничего, принесёшь ещё! – было видно, что малышка очень горда содеянным и прямо лопается от удовольствия.
– Спасибо вам, милые... – Светило сидел, опустив свою гордую голову, и вдруг совершенно по-детски заплакал...
– Ну, а как же другие, такие же?.. – тихо прошептала я Стелле в ушко. – Их ведь наверное очень много? Что же с ними делать? Ведь это не честно – помочь одному. Да и кто дал нам право судить о том, кто из них такой помощи достоин?
Стеллино личико сразу нахмурилось...
– Не знаю... Но я точно знаю, что это правильно. Если бы это было неправильно – у нас бы не получилось. Здесь другие законы...
Вдруг меня осенило:
– Погоди-ка, а как же наш Гарольд?!.. Ведь он был рыцарем, значит, он тоже убивал? Как же он сумел остаться там, на «верхнем этаже»?..
– Он заплатил за всё, что творил... Я спрашивала его об этом – он очень дорого заплатил... – смешно сморщив лобик, серьёзно ответила Стелла.
– Чем – заплатил? – не поняла я.
– Сущностью... – печально прошептала малышка. – Он отдал часть своей сущности за то, что при жизни творил. Но сущность у него была очень высокой, поэтому, даже отдав её часть, он всё ещё смог остаться «на верху». Но очень мало кто это может, только по-настоящему очень высоко развитые сущности. Обычно люди слишком много теряют, и уходят намного ниже, чем были изначально. Как Светило...

И Ан-72 давно уже созрел. Проект нового многоцелевого транспортника Ил-214 готов - это двухдвигательный реактивный самолёт с замечательной аэродинамикой, имеющий возможность доставлять боевую технику и десантников общим весом до 20 тонн на расстояние в 2 тыс. км.

История создания

В 2001 году 6 июня было утверждено соглашение о совместной разработке многоцелевого транспортного самолёта авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина, научно-производственной корпорацией «Иркут» и индийской компанией HAL. На бюрократическую раскачку ушло ещё 6 лет и только в 2007 году правительство России и Индии подписали соответствующий документ на раздел акций совместного предприятия по 50% каждой стороне.

В ОКБ им. С.В. Ильюшина в 2009 году подготовили авансированный проект самолёта и представили его на защиту.

Первый полёт опытного экземпляра транспортника планируется на 2017 год, а в 2019 году ожидается начало серийного производства. В планах российско-индийского совместного предприятия предполагается выпуск 100 единиц для России, 45 - для ВВС Индии и остальные 65 самолётов пойдут на экспорт.

Всё было бы хорошо, но индийская сторона в январе 2016 года заявила о намерении выйти из проекта и ОКБ им. С.В. Ильюшина приостановила работу. Недостаточное финансирование и неясная позиция правительства России ставит перед российскими ВКС дилемму - ждать продолжения проекта или закупать многоцелевой транспортный самолёт у Бразилии, который будет вот-вот готов.

Особенности конструкции

Аэродинамическая компоновка присуща всем современным транспортным самолётам - это моноплан с высоким расположением крыла, двумя турбовентиляторными двигателями на подкрыльевых пилонах и хвостовым оперением Т-образной формы. Крыло имеет мощную механизацию в виде предкрылков, многощелевых закрылков, элеронов и интерцепторов. Высокое расположение крыла выбрано из расчёта защиты от попадания посторонних предметов при эксплуатации самолёта с грунтовых аэродромов.

Фюзеляж транспортника аналогичен конструкции фюзеляжа и обеспечивает быструю загрузку и выгрузку боевой техники, размещению внутри грузовой кабины 140 солдат или 90 десантников. Широкая рампа и два тельфера с лебёдкой служат для автономной погрузки при базировании на аэродромах, не приспособленных для этой цели.

Силовая установка самолёта состоит из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А-76, имеющих высокую тяговооруженность, позволяющую эксплуатировать транспортник в условиях высокогорья над уровнем моря не менее 3300 метров.

Три члена экипажа (два пилота и бортинженер) размещаются просторной кабине с прекрасной эргономикой. Внутри расположены шесть цветных дисплеев с множеством функций, а на лобовом стекле перед пилотами два индикатора отображают пилотажно-навигационную обстановку.

Открытая архитектура бортового радиолокационного комплекса предусматривает расширение и модернизацию его функций.

Шасси самолёта трёхопорное, убирается во время полёта внутрь фюзеляжа, на предусмотрена дозаправка в воздухе через штангу, находящуюся над кабиной экипажа с левой стороны.

Лётно-технические данные Ил-214

  • Экипаж - 3 чел
  • Взлётная дистанция - 1450 м
  • Посадочная дистанция - 1350 м
  • Максимальная скорость - 870 км/ч
  • Скорость крейсерского режима - 800 км/ч
  • Дальность с максимальной загрузкой - 2 тыс. км
  • Практический потолок - 12 тыс. м
  • Перегоночная дальность - 7300 км
  • Длина самолёта - 37,7 м
  • Высота самолёта - 12,51 м
  • Размах крыла - 32,25 м
  • Максимальный взлётный вес - 68 т
  • Количество топлива в баках - 25 т
  • Двигатели - 2 х ПС-90А1
  • Взлётная тяга - 2 х 17400 кгс
  • Грузоподъёмность - 27 т.

Что думают в ОКБ им. Ильюшина

Печальная ситуация возникла с военным транспортными самолётами среднего класса в России. Эти машины разработаны Антоновым, в эксплуатации продолжительное время и их надо менять, так как от Украины, которая периодически разрывает с нами дипломатические отношения, можно ожидать прекращения поставок запчастей для «антоновских» самолётов.

Заморозка совместного проекта с индийцами имеет несколько причин. Действительно, у нас ещё нет – нет не только прототипа, но и рабочей документации. В ОКБ им. С.В. Ильюшина это объясняют отсутствием достаточного финансирования и расторжением Узбекистаном соглашения о производстве в Ташкенте. Пришлось переводить производство в Ульяновск и не было времени заниматься проектом .

Пока мы думали, что Индия подождёт нашу разработку, «антоновцы» заключили с ними соглашение на производство Ан-178 . Но индийцы только заморозили совместный проект с Россией, а не расторгли, но расторгнут, если наши авиастроители не изменят отношение к стратегии.

Видео: Ил-214 - тактический военно-транспортный самолёт

Благодушие и бездеятельность «ильюшинского» ОКБ удручает, создание действительно прекрасного ещё не повод для прекращения других проектов и оставления без внимания такого сектора самолётостроения, как военно-транспортный самолёт средней грузоподъёмности.

Ил-214 должен быть уже как три года в строю, но первый полёт отодвинули до 2017 года и лишь через два года обещают серийное производство, но и этому нет доверия - такое ощущение, что ОКБ им. С.В. Ильюшина создаёт проект самолёта шестого поколения.

Индия и Россия приостановили реализацию совместного проекта по созданию многоцелевого среднего военно-транспортного самолета (СВТС), который в нашей стране известен под обозначением Ил-214. Об этом в начале марта нынешнего года заявил журналистам российский министр промышленности и торговли Денис Мансуров. «Не все проекты заканчиваются положительным результатом», - с сожалением отметил чиновник. Также он добавил, что за несколько лет совместной работы над самолетом стороны так и не смогли найти компромиссного решения. По словам Мансурова, отказ от дальнейшей работы по Ил-214 не означает прекращения сотрудничества между Москвой и Дели в области самолетостроения, теперь просто больше внимания будет уделяться другим проектам.

Нельзя сказать, информация о прекращении работы над созданием МТС (многоцелевой транспортный самолет) стала громом среди ясного неба. Еще в начале 2019 года представители компании «Ильюшин» сообщали о заморозке этого проекта, заявив, что теперь судьба Ил-214 находится в руках Министерства обороны РФ. Да и до этого момента реализация проекта продвигалась крайне медленно. В целом же, эпопея с этим самолетом продолжалась более пятнадцати лет.

Примерно в это же время появилась информация о том, что Индия подписала договор о совместном производстве среднего транспортного самолета с украинской компанией «Антонов». Речь идет об Ан-178, испытания которого начались в 2014 году. Украинцы позиционируют эту машину как замену устаревшим Ан-12 и Ан-32.

Почему же последние новости о проекте МТС не радуют отечественных любителей авиации? По какой причине Ил-214 потерпел фиаско? Можно ли реанимировать его? И нужен ли вообще российским военно-воздушным силам новый средний транспортный самолет?

Предпосылки и история создания

Идея создания нового среднего транспортного самолета появилась в России еще в конце 90-х годов прошлого века. Этот транспортник должен был прийти на смену целому ряду машин, созданных и построенных в советский период: Ан-12 (серийный выпуск закончен в 1972 году), Ан-72 (производство прекращено в начале 90-х годов) и Ан-26 (производство завершено в 80-х). Новым проектом заинтересовалась Индия, которая планировала заменить новым самолетом устаревший советский Ан-32.

Можно добавить, что основным самолетом данного класса, который сейчас используется на необъятных просторах СНГ, является Ан-12. Это хорошая, надежная и проверенная временем машина, но свой первый полет она совершила в далеком 1957 году.

Кстати, похожая проблема стоит и перед западными самолетостроителями. Основным средним транспортным самолетом на Западе является американский С-130 Hercules. Конечно же, это машина-легенда, но проблема в том, что в 2014 году «Геркулес» отпраздновал свой шестидесятилетний юбилей, и, несмотря на многочисленные модернизации, уже давно морально устарел.

В России проблемы с обновлением парка транспортной авиации начались с момента распада Советского Союза. В конце 80-х было решено отказаться от программы модернизации самолета Ан-12, заменить его планировали новым транспортником производства ОКБ Антонова – Ан-70. Развал страны поставил крест на всех этих начинаниях.

Следует сказать, что Ан-70 все-таки был создан киевскими самолетостроителями, но он сильно «потяжелел» и стал, скорее, тяжелой транспортной машиной, с полезной нагрузкой в 47 тонн. Пока этот самолет так и не начал выпускаться серийно, но даже если это и случится, его цена и характеристики будут не слишком соответствуют среднему транспортному самолету. Кроме того, нынешние российско-украинские отношения делают практически невозможной закупку Ан-70 для нужд отечественных ВВС.

Индия также давно заявляла о желании получить новый средний транспортный самолет. Причем, индийцы хотели не просто закупить новую машину, а участвовать в ее разработке и производстве. В этой стране уже много лет действует программа «Сделано в Индии», согласно которой предпочтение отдается тем поставщикам, которые «делятся» новейшими технологиями и открывают производство в этой стране.

В 2001 году между корпорацией «Ильюшин», НПК «Иркут» и индийской компанией Hindustan Aeronautics был подписан протокол о начале совместной разработки транспортного самолета МТС.

В 2006 году перспективный самолет Ил-214 был включен в российскую государственную программу перевооружения. Стоимость одной машины должна была составлять примерно 35-40 млн долларов, а на вооружение ее планировали принять уже в 2019 году. Когда проект создания Ил-214 только запускался, российская сторона заявляла о готовности закупить около 100 новых самолетов.

На раскачку чиновников ушло еще шесть лет и только в 2007 году между Россией и Индией было подписано межправительственное соглашение по данному проекту. В этом документе речь шла о том, что первый полет нового транспортника должен был состояться уже в 2008 году. Каждая сторона получала 50% акций нового предприятия.

Одной из основных проблем нового проекта было обеспечение гарантированного стартового заказа. Индийцы изначально говорили о 40-50 самолетах, которые они готовы закупить для собственных нужд. Российское Министерство обороны, как могло, оттягивало тендер по СВТС, не имея средств на новый военно-транспортного самолета. Он состоялся только в 2005 году, соперником ильюшинской машины был Ту-330. В итоге победителем был признан Ил-214. Первоначально российские военные говорили о необходимости закупки 60 самолетов, но затем все-таки согласились приобрести 100 новых транспортников.

В 2009 году специалисты ОКБ им. Ильюшина подготовили аванпроект самолета и успешно защитили его. Уже в это время стало понятно, что изначально заявленные сроки выдержаны не будут, и первый полет машины переносится.

Через год между российскими и индийскими авиастроителями было подписано базовое соглашение, согласно которому обе стороны обязались вложить в проект 600 млн долларов, а серийное производство проводить на авиазаводах обеих стран. Первый полет новой машины был перенесен на 2019 год, а крупносерийное производство – на 2019 год. Планировалось, что в России выпуск Ил-214 будет проводиться на мощностях НПК «Иркут».

В 2012 году между компаниями ОАК и HAL был подписан контракт, в котором прописывалось, где и в каком количестве будут выпускаться новые самолеты. Согласно этому документу, Россия брала на себя обязательства закупить для нужд военно-воздушных сил 100 машин, Индия обещала приобрести 45 самолетов, а еще 60 Ил-214 планировали изготовить для продажи третьим странам. В контракте было указано, что производством МТС будет заниматься компания Multirole Transport Aircraft Limited, совместно созданная обеими сторонами.

Однако самолетостроители не планировали ограничиваться только потребностями военных ведомств двух стран. Согласно оценкам отечественных экспертов, в ближайшие двадцать лет странам, которые традиционно покупали советские транспортные самолеты, понадобятся примерно 300 новых машин. Разработчики Ил-214 могли претендовать минимум на 60% данного рынка. А учитывая вполне демократичную цену нового самолета, можно было попробовать и побороться за потребителей, которые традиционно закупали американские С-130. Так что финансовые перспективы нового проекта выглядели довольно привлекательно.

Было заявлено, что контроль за выполнением проекта будут вести представители министерств обороны обеих стран.

Однако уже в 2019 году индийская сторона заявила о своем выходе из проекта МТС. В январе 2019 года о заморозке работ по Ил-214 сообщили уже в компании «Ильюшин», а в начале нынешнего года окончательную точку в вопросе создания Ил-214 поставил российский министр промышленности и торговли.

Немного о характеристиках и конкурентах Ил-214

Ил-214 – это двухдвигательный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Согласно проекту, его максимальная взлетная масса составляет 68 тонн (по другим источникам 72 тонны), а максимальная грузоподъемность – 20 тонн, которые он может доставить на расстояние 2 тыс. км. Крыло самолета отличается мощной механизацией, состоящей из предкрылков, элеронов, многощелевых закрылков и интерцепторов. Экипаж состоит из трех человек, кабина летчиков удобна и оснащена по последнему слову техники.

Планировалось, что машина во многом будет унифицирована с Ил-76МД, особенно это касалась грузового отсека и кабины пилотов. Этот факт считался одним из главных достоинств новой машины, значительно упрощавшим ее производство и уменьшавшим стоимость самолета. Грузовой отсек оснащался широкой рампой и двумя тельферами, что должно было позволить проводить погрузочно-разгрузочные работы на необорудованных аэродромах.

Предполагалось, что силовая установка самолета будет состоять из двух турбовентиляторных двигателей ПС-90А, а в дальнейшем – из перспективных ПД-18Р.

Габариты грузовой кабины самолета должны были позволить загрузить в него четыре универсальных авиационных контейнера УАК-5, точно такое же количество мог принимать на борт и Ан-12. Кроме того, предполагалось, что Ил-214 сможет перевозить 140 военнослужащих или же 90 десантников с парашютным снаряжением.

Для самолета предусматривалась возможность дозаправки в воздухе. Штанга топливоприемщика размещалась над левой стороной кабины экипажа.

В начале нынешнего года было официально объявлено о заключении договора между украинским государственным предприятием «Антонов» и индийской компанией Reliance Defence Ltd. В нем шла речь о совместной разработке среднего транспортного самолета на базе украинской машины Ан-178. Предполагается долгосрочный проект, рассчитанный на пятнадцать лет. Планируется, что за этот срок будет построено 500 самолетов на общую сумму в 5,3 млрд долларов. Двести машин пойдут на нужды индийской армии, еще триста самолетов будут изготовлены для гражданского воздушного флота этой страны.

Самолет Ан-178 – это дальнейшее продолжение линейки антоновских машин Ан-148 и Ан-158. Он был разработан украинскими конструкторами в кратчайшие сроки (около четырех лет). В 2019 году состоялась презентация этой машины. В настоящее время самолет проходит испытания.

По своим характеристикам Ан-178 во многом похож на Ил-214, он может перевозить груз весом около 20 тонн на расстояние в 1 тыс. км. При этом конструкция грузовой кабины позволяет Ан-178 принимать на борт даже крупногабаритные морские контейнеры 1С. У ильюшинской машины несколько больше перегоночная дальность и двигатели имеют большую тягу. Стоимость Ан-178 составляет 40 млн долларов. В 2019 году в Запорожье был проведен первый запуск нового двигателя Д-436-148ФМ, который разрабатывался специально для этого самолета.

Для индийцев дополнительным плюсом Ан-178 стало хорошее знание антоновской техники. В настоящее время в Индии эксплуатируются сотни различных видов транспортных самолетов, спроектированных в ОКБ им. Антонова.

Бразильцы уже заявили, что грузоподъемность нового самолета будет составлять более 24 тонн (при дальности полета более 2,5 тыс. км). Первый полет КС-390 состоялся в феврале 2019 года, в 2019 году должна начаться эксплуатация этой машины. Правда, стоимость одного самолета КС-390 более чем в два раза превосходит цену Ил-214 и Ан-178 – она составляет 85 млн долларов.

Почему не получилось?

Почему разработка этой машины длилась так долго и завершилась неудачей? Технически, создание подобного самолета для специалистов ОКБ им. Ильюшина, не является слишком уж сложной задачей.

Медленный ход работ можно объяснить двумя причинами. Первой из них является традиционная для российского авиапрома нехватка средств. В этом вопросе большие надежды возлагались на военное ведомство, но оно довольно прохладно отнеслось к этому проекту.

Еще одной проблемой являются сложные взаимоотношения с Узбекистаном, на территории которого находится Ташкентский авиазавод имени Чкалова. Именно на нем планировали начать выпуск новейшего транспортного самолета Ил-76МД-90А. После отказа узбеков продолжать сотрудничество производство этой машины пришлось переносить в Ульяновск.

В провале контракта с индийцами виноват и субъективный фактор. Отношение к заказчику с российской стороны было снисходительно-благодушное. Мол, никуда они не денутся, подождут сколько нужно. Увы, в современном мире никто никого не ждет.

Вдвойне обидным делает фиаско с МТС тот факт, что подобный самолет позарез нужен самой России. И военно-воздушным силам, и гражданскому флоту. Ильюшинцы разработали прекрасный тяжелый транспортник Ил-76МД-90А, который вполне может заменить Ан-124 «Руслан» , но нужен еще и средний транспортный самолет. Ведь большегрузные машины не способны решать весь спектр задач, возложенный на транспортную авиацию.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ил-214 - проект российских и индийских конструкторов. Российская «ОАК» и индийская «HAL» еще в 2001 году начали совместную разработку многоцелевого тактического транспортного самолёта для замены cтарых советских транспортников производства ОКБ Антонова. Проект уже назван одним из самых долгоиграющих в новом тысячелетии. Существует большая вероятность, что данный проект может быть и вовсе не реализован.

Состоящий на вооружении России транспортник Ан-12 последний раз вышел из завода в 1972 году, Ан-72 - в начале 90-х годов, Ан-26 - в середине 80-х годов. Индия планирует заменить новым самолетом парк транспортников Ан-32. Хотя многие самолеты находятся в строю, вопрос их замены на данный момент стоит очень остро.

Проблема обновления авиационного парка началась с распадом СССР, когда отказались от производства модернизированного Ан-12 и собирались строить Ан-70. Распад Советского Союза не дал осуществить обновление, и новые транспортники просто «не успели». А далее самолет Ан-70 вообще перерос свой класс среднего транспортника и, имея полезную нагрузку в 47 тонн, стал практически тяжелым транспортником, что естественно увеличило и его конечную цену. В итоге самолет серийно не выпускали, и даже если он все-таки пойдет в серию, то сегодняшняя цена не позволит закупать его для полного обновления парка военных транспортников.

Алгебра в данном случае не подходит к российской действительности. Один транспортник в более чем 40 тонн не сможет заменить два транспортника по 20 тонн грузоподъемности каждый. Ведь воинские подразделения «разбросаны» по всей необъятной территории РФ и малым количеством новых транспортников большей грузоподъемности здесь не обойтись, кроме того приземление самолета (Ан-70 или Ил-76) выдержит не каждая ВПП.

Поэтому одно из основных требований к Ил-214 – себестоимость одной машины в рамках 1-1.2 миллиардов рублей. При таком уровне цены самолет можно запустить в большое серийное производство, и только Россия сможет взять на вооружение более 100 единиц Ил-214.

История Ил-214
Начало проектных разработок Ил-214 (МТС), подписанный Индией и Россией протокол в 2001 году. В РФ он пойдет на смену Ан-12/72/74/26, в Индии – на смену Ан-32.
2006 год – Ил-214 включают в госпрограмму вооружений, по которой первые серийные транспортники должны были поступить на вооружение до 2015 года.
2007 год – подписывается соглашение между правительствами Индии и России по Ил-214, где было отмечено, что первые полеты транспортника состоятся в следующем году.
2009 год – дата первого полета подтверждается, однако по состоянию работ становится видно, что в указанные сроки самолет в небо не поднимется.
2010 год – подписывается базовое соглашение компаниями «ОАК» и «HAL». Согласно подписанным документам, компании вложат в проект в общей сложности более 600 миллионов долларов. Производство самолета будет происходить на заводах обеих компаний. По этому соглашению, первый вылет в небо состоится к 2017 году, а большое серийное производство с 2019 года. В РФ самолет планируют производить на заводах НПК «Иркут».
2012 год – «ОАК» и «HAL» подписывают генеральный контракт по проектированию Ил-214 МТС. Производство в Индии и России будет организовано посредством совместно созданной компании «Multirole Transport Aircraft Limited». Согласно контракту, Россия построит для своих ВВС более 100 самолетов, Индия – 45 самолетов, и около 60 самолетов будут продаваться на экспорт.

Основное достоинство Ил-214 – технологическая совместимость с Ил-76. Относительные внешние отличия – два двигателя и укороченный фюзеляж. Новейшая модификация Ил-76 – Ил-476, так же оказалась довольно затруднительным проектом, конструкторам «Авиастара» пришлось полностью перерабатывать весь проект.

Мнение
Замдиректора центра АСТ К.Макиенко отметил, что проект так и будет оставаться долгостроем, поскольку прямое руководство компании ОАК, отвечающее за реализацию проекта, на сегодня полностью не справилось с поставленными задачами, и, возможно, кадровые перестановки наконец-то сдвинут реализацию Ил-214 с мертвой точки. Перед руководством ОАК стоит довольно сложный выбор – доводить проект тактического транспортника Ил-214 своими силами, который еще неизвестно когда полетит и пойдет ли в производство, или вложить средства в производство украинского самолета Ан-178, что несет известные политические риски.

Украинский самолет Ан-178, очень перспективный современный транспортник, созданный на базе коммерческого самолета Ан-158. Он может с легкостью заменить устаревшие Ан-12 и другие транспортники данного класса и, что немаловажно, будет намного дешевле Ил-214.

Очень может быть, что выбор Ан-178 устроил бы и Россию, и Индию, и Украину, но, учитывая опыт работы с некоторыми украинскими самолетостроителями и политической ангажированностью, это довольно рискованное предприятие.

А на сегодня очевидно, что все запланированные работы по Ил-214 не будут выполнены в полном объеме. Это касается и серийного строительства и закупок военными ведомствами. Работы по созданию самолета постоянно выбиваются из графика. Ил-214 технологически не сможет «появиться» до 2015 года. А ряд аналитиков и экспертов вообще сомневаются, что проект будет доведен до конца и реализован. Известно и об охлаждении в военном ведомстве России к данному проекту, которое проводит ревизию проекта. Тот же Ил-112 был приостановлен по причине увеличения себестоимости конечного продукта в сравнении с заявленной разработчиками стоимостью изначально.

Пока что Ил-214 имеет оптимистичные перспективы в военном ведомстве, кроме того, он имеет альтернативную разработку в виде Ан-178, так что ВВС РФ в любом случае получат необходимый современный транспортный самолет, вопрос только в том, какой и как.

Основные характеристики:
- ожидаемая стоимость одного Ил-214 - до 40 миллионов долларов;
- длина 35.2 метра;
- размах крыла 32.25 метра;
- высота 11 метров;
- варианты используемых двигателей – два ТВРД или ПД-14 или ПС-90А-76;
- вес полный/нагрузка – 68/20 тонн;
- вес топлива 23 тонны;
- экипаж самолета – 2 пилота;
- скорость макс/крейсер – 870/800 км/ч;
- дальность полёта перегон/с нагрузкой – 6/2.5 тысячи километров;
- практический потолок – 12 километров;
- длина разбега/пробега – 1.3/1.2 километра
- нагрузка – до 80 военнослужащих в полной экипировке или одна-две машины БДМ/БМП
- возможности: дозаправка топливом в воздухе, десантирование грузов с малых высот;
- оборудование: электронно-цифровая система управления двигательными установками, цифровая кабина.

Ил-214 является совместным проектом российский и индийских авиаконструкторов. В 2001 году между Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской компанией «HAL» было заключено соглашение на совместную разработку нового транспортного самолёта Ил-214 для замены устаревших транспортных самолётов производства СССР, которые на тот момент преобладали в авиапарке Индии.

Характеристики нового самолёта должны были значительно превосходить старые «транспортники» но, к сожалению, данный проект до сегодняшнего времени так и не реализован. Последние новости о развитии проекта Ил-214 не слишком радужные, хотя дело идёт к тому, что в ближайшие 10 лет данный самолёт всё же займёт своё место в авиапарках Индии и России.

Несколько слов о необходимости разработки Ил-214

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят следующие транспортные самолёты:

  • Ан-12, который был выпущен в конце 50-х годов. Последний самолёт Ан-12 сошёл с конвейера в 1972 году;
  • Ан-72, которые производились с 1982 по 1993 годы;
  • Ан-26, которые производились с 1969 по 1986 годы.

В Индии транспортный авиапарк армии состоит из самолётов Ан-32, которые выпускаются до сих пор в Украине, хотя по своей сути, это модернизированная модель Ан-26. Индийские военные ещё в 2001 году были недовольны грузоподъёмностью Ан-32, и хотели заменить их на более тяжёлые самолёты, которыми должны были стать Ил-214.

В СССР вопрос обновления авиапарка транспортных самолётов остро стал ещё в конце 80-х годов. Именно в эти годы производство последней модификации Ан-12 было прекращено и производство было нацелено на постройку нового самолёта, которым должен был стать Ан-70. После распада СССР новый самолёт так и не смог войти в серию. Первый опытный образец совершил свой полёт в 1994 году, а всего самолётов данной модели было выпущено 2 штуки, последний из которых до сих пор находится на вооружении ВВС Украины.

Погоня за максимальной грузоподъёмностью Ан-70 (в итоге она составила целых 47 тонн) привела к тому, что цена самолёта стала настолько высокой, что закупка их для ВВС России стала нецелесообразной. Основной проблемой в данном случае служит то, что для перевозки войск не всегда нужен такой тяжёлый самолёт, тем более, что взлётно-посадочные полосы многих военных аэродромов просто не рассчитаны на такой вес.

Именно по этой причине основным в производстве Ил-214 должна была стать минимальная закупочная цена. Если закупочная цена будет в рамках 1-1,2 миллиарда рублей за самолёт, то только ВВС России сразу закупит больше 100 единиц самолётов.

История появления проекта Ил-214

История проекта Ил-214 началась в 2001 году, когда Индия и Россия подписали договор о сотрудничестве в области разработки Ил-214. Вот как проходило данное сотрудничество:

  • В 2006 году в надежде на скорейшее завершение проекта Ил-214 включили в государственную программу вооружений. По этой программе первые серийные Ил-214 должны были поступить на вооружение в 2015 году. Как сейчас стало ясно, данный прогноз не оправдался не только в 2015 году, но даже в 2017 году он весьма далёк от завершения;
  • В 2007 году в дополнительных соглашениях между российской и индийской стороной было указано, что первые испытательные полёты будут проведены уже в следующем году;
  • 2009 год показал, что самолёт, который не поднялся в воздух в 2008 году, не поднимется и в 2009;
  • В 2010 году было подписано очередное соглашение, согласно которому первый полёт Ил-214 будет совершён в 2017 году, а серийное производство развернётся в 2019 году. При этом было чётко оговорено, что сборка самолётов будет производиться на заводах в России и Индии, что обеспечит индийскую сторону рабочими местами.

Главным плюсом Ил-214 являлся тот факт, что данный самолёт должен иметь совместимость с более старой моделью Ил-76. Данная особенность должна была избавить производителя от лишних расходов, так как часть деталей можно будет оставить без изменений. Несмотря на это, последняя разработка Ил-76 – Ил-476, которая должна была быть унифицирована с новым Ил-214, оказалась весьма сложной и проблемной, поэтому конструкторам пришлось начинать разработку Ил-476 заново. Скорее всего, именно этот факт значительно затормозил разработку Ил-214.

Мнения по поводу выпуска в серию Ил-214

К. Макиенко, который является заместителем директора Центра анализа, стратегий и технологий, отметил, что проект Ил-214 в ближайшее время так и останется очередным «долгостроем». Объединённая авиастроительная компания не справилась с поставленной задачей, и только масштабные кадровые перестановки в руководстве компании могут как-то повлиять на эту ситуацию.

Перед руководством ОАК стоит достаточно сложная и проблематичная задача. Дальнейшее развитие ситуации может пойти по двум сценариям:

  1. Можно продолжить разработку Ил-214, вложить огромные средства в этот проект, причём неизвестно, будет ли пользоваться спросом Ил-214, ведь с момента начала разработки прошло уже более 15 лет;
  2. Второй вариант – это вложить свои средства в украинский самолёт Ан-178, который с 2015 года проходит испытания. Вложения в данную модель более перспективные, так как самолёт уже практически готов к выходу в серию. Однако отношения Украины и России достаточно нестабильные, поэтому данный вариант тоже достаточно рискованный.

В любом случае, украинский Ан-178 в состоянии заменить Ан-12, к тому же его стоимость будет значительно ниже, чем у Ил-214. Возможно, что Ан-178 прекрасно подошёл бы не только Индии и Украине, но и России, хотя современный опыт сотрудничества с украинскими авиастроителями не слишком удачен.

На сегодняшний день стало очевидно, что все запланированные работы по Ил-214 не будут выполнены в сроки. Множество экспертов сомневаются, что Ил-214 вообще когда-либо появится. В связи с тем, что сроки доработки постоянно срываются, в конце концов, появится более интересное предложение, которое устроит и российских военных и индийскую сторону. Уже давно стало понятно, что стоимость Ил-124 значительно превысит те цифры (даже если пересчитать их в валюте), которые изначально были заявлены производителем.

Когда стоит ждать появление Ил-214 и стоит ли вообще ждать

Хотя вокруг Ил-214 постоянно ходят оптимистические слухи, время идёт, а старые самолёты серии «Ан» вырабатывают свой ресурс. Сейчас вопрос не в том, получат ли военные новый транспортный самолёт, а в том, кто из производителей быстрее сумеет предложить армии более выгодную цену. Армия, так или иначе, получит партию новых «транспортников», а вот каких – это ещё не известно.

Так как совокупность технических и экономических проблем привела к тому, что более или менее чёткие соглашения по поводу производства Ил-214 были подписаны только в 2012 году, неизвестно, получится ли осуществить эти планы.

Уже сейчас нарушены сроки выпуска опытной модели Ил-214, которая должна была совершить свой первый полёт в 2015 году. Теперь сроки перенеслись на 2017 год, который тоже подходит к концу. Стоит заметить, что ранее планировалось запустить Ил-214 в серийное производство в 2015 году.

Ил-214 мог бы занять свою нишу между тяжёлыми и лёгкими транспортными самолётами, и придти на смену таким самолётам, как Ан-12, Ан-26 и тому подобных самолётов, которые были произведены ещё в СССР. Очевидно, что разработчики рассчитывали на заинтересованность российских военных, которые отнеслись к данному проекту достаточно «прохладно».

Что же касается индийской стороны, то руководство ОАК изначально отнеслось к своему партнёру слишком легко. Индийская сторона тоже достаточно легкомысленно относится к постоянному смещению сроков выпуска Ил-214. Их легко понять, рано или поздно на авиационном рынке появится новый игрок, который сможет предложить Индии более выгодные условия. После того, как Индия откажется от закупок ИЛ-214, возможно и российские военные закупят какой-либо другой самолёт.

Самой главной проблемой, которая существует у российской фирмы «Ильюшин», являются события вокруг авиационного завода имени Чкалова, который находится в Узбекистане. Ещё в 2007 году авиационный завод в Ташкенте был включён в состав Объединённой авиастроительной корпорации. Уже через год после заключения данного соглашения, Узбекистан отказался от слияния, после чего российской стороне пришлось срочно переводить производство своих самолётов на территорию России. Именно этот перевод сильно повлиял на разработку новых моделей, которые практически прекратились.

Основные ожидаемые характеристики Ил-214

Если верить информации, которую распространяет производитель самолёта Ил-214, новый «транспортник» будет обладать следующими характеристиками:

  • Стоимость самолёта составит около 40 млн. долларов;
  • Длина самолёта – 35,2 метра;
  • Высота – 11 метров;
  • Полный вес самолёта будет составлять 68 тонн, при этом нагрузка будет составлять 20 тонн;
  • Экипаж самолёта будут составлять 2 пилота;
  • Максимальная скорость самолёта будет зависеть от применяемого в нём двигателя и составит от 800 до 870 км/ч;
  • Самолёт сможет перевозить до 80 солдат в полной экипировке или до 2-х машин БМП.

Список электроники, которая будет использоваться в Ил-214, тоже достаточно внушителен, хотя несомненно это увеличит начальную стоимость самолёта.

Что слышно о самолёте ИЛ-214 в последнее время

В настоящее время проект, который носит название Ил-214/МТА, сдвинулся с мёртвой точки. Есть мнение, что в ближайшие 5 лет появится опытная модель, которая будет проходить испытания не более 3-5 лет. В результате серийное производство Ил-214/МТА можно ожидать через 8-10 лет. Уже сейчас страны-участники проекта обсуждают, сколько и в каком порядке им понадобится новых самолётов Ил-214/МТА. Одной России их нужно не менее 100 единиц, а Индии понадобится около 50 самолётов. Проявляют интерес к российской разработке и другие страны, которые в сумме готовы приобрести около 100 единиц Ил-214.

На сегодняшний день проект Ил-214 оказался в очень интересном положении. Хочется верить, что разработки за 16 лет не пропали даром, и самолёт в ближайшие 5 лет все же поднимется в воздух. На сегодняшний день, рынок остро нуждается именно в таком транспортном самолёте. Заявленные характеристики удовлетворят запросы самых взыскательных покупателей.

С другой стороны, украинский Ан-178 уже готов и интенсивно проходит испытания. Хотя договориться Украине с Россией вряд ли удастся, украинский самолёт может захватить зарубежные рынки, и те же индийцы могут отказаться от покупки в пользу Ан-178. Хотелось бы верить, что данное обстоятельство заставит российских разработчиков ускорить реализацию проекта, и Ил-214 поднимется в воздух в ближайшие несколько лет.