Вирджиния подводная лодка. Модернизация: АПЛ типа Virginia

Прежде чем новая подлодка будет направлена в поход, она проходит испытания. Первая же в своем типе, подобно «Вирджинии», должна пройти через испытания всего оборудования и механизмов на корабле, чтобы можно было убедиться в их исправности и соответствии проектному заданию.


«Если вы знакомы с флотской специальностью, вам ясно, что надо делать», - философствует торпедист специалист первого класса Стив Харт. «Вывод головного корабля проекта в первую автономку - не простая штука: она демонстрирует выносливость систем, корабля и команды. Это убийственный период».

Недавно «Вирджиния» (SSN 774) - многоцелевая подводная лодка, базирующаяся в Гротоне - начала в море у берегов Флориды испытания всех корабельных систем - от силовой установки до оружия и навигации.

После завершения испытаний экипаж начнет подготовку к первому боевому походу, который, как предполагается для этого типа подлодок, продлится шесть месяцев.

«Первый поход «Вирджинии» станет важной вехой для нашего флота», - заявил во время визита в Гротон адмирал Гарри Роухед, начальник штаба ВМС. «Это новый тип подводных лодок и самая технологически продвинутая подводная лодка из когда-либо построенных».

Капитан 2 ранга Джеймс Ватерс, командир «Вирджинии», отмечает, что корабль «далеко ушел» от тех, где ему довелось служить ранее.

«Когда впервые поднимаешься на борт, становится страшно», - продолжает он. «Думаешь: ого, да здесь полно такого, чего я нигде раньше не видел».

Особенно ему нравится усовершенствованная акустика, позволяющая обнаружить вражескую подлодку задолго до того, когда она обнаружит «Вирджинию».

«Нам всегда надо знать, где находятся вражеские подлодки - чтобы нажать кнопку «Пуск» и отправить их на дно» - рассказывает командир, - «Война не предполагает никакой романтики, когда два равных противника находятся в дуэльной ситуации. Все может пойти не так, как рассчитывалось. Все может пойти не так, как мы того хотим».

Ватерс отмечает, что пока корабль показывает в море хорошее соответствие проектному заданию.

«Мы начали испытания в очень высоком темпе, и экипаж, и корабль зарекомендовали себя прекрасно» - таково мнение командира.

«Вирджиния» была введена в строй в 2004 году. Тогда же начались интенсивные испытания всех систем.

«Мало сказать: должны были - и сделали», - говорит торпедист специалист второго класса Поль Бовтер, - «Мы должны первыми пройти весь путь и описать все процедуры».

Контр-адмирал Сесил Д. Хани, находившийся на «Вирджинии» во время ходовых испытаний, отмечает, что отдельные элементы корабля требуют доработки или ремонта, но это волне ожидаемый результат при эксплуатации столь большого числа комплексных систем.

«Нельзя сказать, что по «Вирджинии» ноль замечаний, но все это нормально», - заключает Хани, командир соединения подводных лодок. Это был его последний поход на подлодке - он переведен в Пентагон на должность начальника отдела противолодочной борьбы.

«Вирджиния» уже была в плавании в 2005 году, но лишь три месяца. Затем корабль на целый год снова подняли в док для небольшой доработки, нанесения покрытия на корпус и обновления электроники.

В настоящее время экипаж подлодки завершает испытания перед шестимесячным плаванием, назначенным на 2009 год.

«Мы с большим удовольствием уйдем в поход - вместо того, чтобы проводить испытания, займемся своим делом», - поделился старпом Тодд Шульц и добавил, что корабль функционирует «как предполагалось, и даже лучше» и что деятельность экипажа «облегчит жизнь всем кораблям этого проекта».

«Мы здесь для того, чтобы проверить работу корабля, систем и предъявить в полном объеме концепцию «Вирджинии» командованию, Пентагону и гражданским», - сказал он.

Члены экипажа ждут - не дождутся, кода корабль вступит в эксплуатацию.

«После первого похода экипаж сплачивается и чувствует свое единение с подлодкой», - объясняет старший механик Куртис Норрис. «Вы во многом друг от друга зависите. Когда вы живете с группой людей в ограниченном пространстве в течение шести месяцев, то многое узнаете о своих соседях».


Маленькая изогнутая линия на экране техника-акустика меняет цвет от зеленого к белому. Техник двигает курсор для прослушивания.

«Возможный подводный контакт по пеленгу 190», - докладывает он. Это тест для команды с использованием имитатора цели.

Техник-акустик передает информацию техникам систем управления стрельбой, которые используют ее для выработки «решения» - дистанции, курса и скорости другой субмарины.

После сопровождения субмарины техники докладывают: «Решение готово, оружие готово».

«Стрельба по выработанному пеленгу», - командует лейтенант Давид Гроган, вахтенный офицер, ответственный за тактику подводной лодки. Приказ означает стрельбу по месту цели.

«Торпедный аппарат №1 – пли!»

«Торпеда вышла, провода в порядке». Провода передают информацию между кораблем и торпедой.

«Включен режим самонаведения». Торпеда ищет цель.

«Ты похоронен», - замечает Ватерс.

«Окончательное наведение». Цель найдена.

«Предохранители взведены, телеметрия потеряна». Провода, ныне бесполезные, обрезаны.

«Сильный взрыв на западе». Цель уничтожена.

«Все эти технологии не что иное, как драка с забиякой», - говорит Ватерс. «Возьмите двух парней – две подлодки, и один из парней ведет себя агрессивно, другой – ах, я должен выработать решение! Парень готовится стрелять».

Когда экипаж вводит информацию об имитаторе цели в систему, системы «Виржинии» реагируют на него готовностью слышать, отслеживать и «стрелять» водой из торпедного аппарата, словно из гигантского водного пистолета.

На прошлой неделе здесь собирались к огневым упражнениям с «Хартфордом» (SSN 768), другой базирующейся в Гротоне подлодкой, во время которых планировалось выстрелить 12 учебных торпед.

Ярко-оранжевые учебные торпеды не имеют боевой части. На них надпись «невзрывные, подлежат возврату» и номер бесплатного телефона Центра подводного оружия ВМС в Ньюпорте. Награда 50 долларов.

«Есть хорошая шутка насчет этого», - говорит лейтенант Джастин Харди. «А что, если кто-нибудь отправит ее по почте?»

Харт, ведущий старшина в торпедном отсеке, был спокоен относительно победы над «Хартфордом».

«Единственным врагом подлодки может быть только подлодка», - сказал он. Мы знаем действия друг друга, и кто скорее поднимет руку, кто быстрее, как в вестернах, тот и победит. И это будем мы».

«Нет большого различия в акустике между «Вирджинией» и «Хартфордом» типа «Лос-Анжелес», - говорит Харт, - «В подводном мире, если вы тихий парень, вы все время на высоте. Акустически мы их порвем».

Если наблюдать со стороны, «Вирджиния» подходит к пирсу легко и свободно. Внутри субмарины совсем другая картина.

Другие корабли появляются на экране локатора в розовых кругах, отображающих зоны, которые лодка должна избегать. На поверхности субмарина не очень маневренна. Большая часть корабля скрыта под водой, и люди ошибочно принимают ее за небольшой корабль корабль.

Когда подлодка приближается к пирсу, большинство членов команды расходятся по своим постам. Вотерс поднимается на мостик, венчающий рубку подлодки, чтобы помочь наблюдателям обнаружить корабли, особенно те, которые могут не появиться на экране локатора - например, малые рыболовные суда.

В общей суматохе выставляются дополнительные наблюдатели. Другие готовятся к потенциальным чрезвычайным ситуациям, таким как столкновение. Экипаж занимает места у систем огнетушения и водоотлива, подачи кислорода.

«Каждый в готовности», - говорит электрик матрос первого класса Майкл Армстронг. Он достанет свой 9-миллиметровый пистолет и доложит наверх, если чужой корабль подойдет слишком близко.

«У нас был случай попытки подойти к нам со стороны. Похоже было, что это муж и жена», - рассказывает Армстронг, - «Они стали фотографировать, а потом уплыли. Не подпустить близко – действительно проблема».

После короткого захода в Порт Канаверал «Вирджиния» возвращается на рандеву с «Хартфордом» для проверки систем оружия.

«Мы уверены в системах», - говорит капитан 1 ранга Мишель МакЛохлин, начальник штаба командующего подводными силами. Конструкторские работы сами по себе феномен, но применить конструкцию в соответствии с концепцией – нечто совсем другое. Для этого нужна тяжелая и мотивированная работа экипажа».

По словам МакЛохлина, экипаж «Вирджинии» правильно выполняет свою работу: «Этот экипаж принял корабль и управляет им замечательно. Мы горды ими. Они – настоящие пионеры».

После холодной войны подводный флот США стал неоспоримым хозяином морских глубин. Элитные, полностью атомные подводные силы Америки наблюдали за тем, как субмарины их некогда грозного советского противника тихо ржавеют у причалов, так как новая страна Российская Федерация была не в состоянии их обслуживать и поддерживать.

Прошло более 20 лет подводного господства Америки, и вот из глубин поднялся новый соперник. Он немного знаком нам, процесс его создания длился почти два десятилетия, и это весьма необычный вызов американскому военно-морскому превосходству, хотя данный соперник обладает длинной и смертельно опасной родословной. Так как же этот новый-старый выскочка, российская подводная лодка проекта «Ясень», выглядит на фоне главной опоры подводных сил Америки субмарины типа «Вирджиния»?

Концепция лодки проекта «Ясень» была разработана в начале 1980-х годов центральным конструкторским бюро «Малахит», входившим в тройку главных КБ по проектированию подводных лодок. Строительство первой субмарины под названием «Северодвинск» началось в 1993 году на предприятии «Севмаш», но из-за нехватки финансирования оно задержалось почти на 10 лет. «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году, а в состав флота лодка вошла в 2013 году.

Лодка проекта «Ясень» имеет в длину 120 метров, а ее водоизмещение составляет 13 800 тонн. Экипаж субмарины составляет всего 90 человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высокой степени автоматизации. Внешне она напоминает субмарины более раннего проекта «Акула» , но боевая рубка у нее гораздо ближе к носу. А еще у этой лодки есть горб, где размещаются установки вертикального пуска. Как пишет авторитетное издание Combat Fleets of the World, «Северодвинск» оснащен ядерным реактором ОК-650КПМ на 200 мегаватт. Он обеспечивает лодке скорость до 16 узлов в надводном положении и 31 узел в подводном, и имеет длительный срок службы. , скорость у субмарины немного больше, составляя 35 узлов, и она может бесшумно идти под водой на скорости 20 узлов.

«Северодвинск» имеет гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной, гидроакустические антенные решетки по бокам и буксируемую антенную решетку для поиска в задней полусфере. На лодке установлена радиолокационная станция МРК-50 «Альбатрос» для навигации и надводного поиска. А еще у нее есть комплекс радиоэлектронного обеспечения / противодействия.

Контекст

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

Французские подлодки дали утечку

Русская служба RFI 24.08.2016
Вооружение подводной лодки состоит из четырех стандартных 10533-мм торпедных аппаратов и четырех торпедных аппаратов диаметром 650 миллиметров. В них могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3M54 «Калибр» в противокорабельной, наземной и противолодочной версии. Для еще большего усиления огневой мощи «Ясени» оснащены системами вертикального пуска ракет, которые размещаются позади рубки. В них используются сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Подводная лодка типа «Вирджиния» разрабатывалась как недорогой вариант на замену недолговечной субмарине «Сивулф». Эта лодка обладала великолепными характеристиками, но была невероятно дорогостоящей. В этом смысле «Вирджиния» оказалась весьма успешной и превратилась в главный корабль подводных сил ВМС США.

Имея в длину 115 метров, «Вирджиния» всего на пять метров короче «Ясеня». Однако водоизмещение у нее в два раза меньше. Экипаж лодки 113 человек, а в качестве силовой установки на ней используется ядерный реактор типа GE S9G, который приводит в действие не обычный винт, а две турбины и
гребной винт в кольцевом обтекателе. Скорость лодки в надводном положении 25 узлов, а под водой 35. На скорости 25 узлов «Вирджиния» такая же бесшумная, как и лодка типа «Лос-Анджелес», но стоящая у стенки.

Как и на российской субмарине, главная гидроакустическая станция на «Вирджинии» сферическая, и размещается она в носовой части. Но начиная с серии «Блок III», гидроакустическая станция BQQ-10 заменена на широко-апертурную, которая также размещается в носу. Их дополняют антенные решетки по правому и левому борту, относимые к типу легковесных широко-апертурных. Они состоят из двух комплектов оптоволоконных акустических датчиков по три в каждом. Такие антенные решетки очень хорошо обнаруживают дизель-электрические подводные лодки. С кормы поиск и обнаружение обеспечиваются буксируемой пассивной антенной решеткой TB-29(A). И наконец, высокочастотная гидроакустическая антенная решетка позволяет «Вирджинии» обнаруживать мины и уклоняться от них.

У этой лодки всего четыре 533-мм торпедных аппарата, обеспечивающих пуск тяжелых самонаводящихся торпед Mk.48 (ADCAP) , которые применяются против надводных кораблей и подводных лодок. У нее на вооружении также имеются противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon. В ранних версиях субмарины в вертикальных пусковых установках использовались 12 ракет «Томагавк, но в серии «Блок III» им на смену пришли 2 пусковых установки револьверного типа с тем же количеством «Томагавков». На лодке «Вирджиния» серии «Блок V» количество пусковых установок будет увеличено, и тогда каждая субмарина сможет нести на борту до 40 «Томагавков».


© РИА Новости, Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"

Кто же победит в случае прямого столкновения между «Вирджинией» «Блок III» и «Северодвинском»? Обе подводные лодки стали вершиной технической мысли и развития технологий в своих странах, и силы у них примерно равны. «Северодвинск» немного медленнее, но он глубже погружается. «Вирджиния» быстрее, но как сообщается в Combat Ships of the World, ее корпус прошел испытания на максимальной глубине 488 метров. У нее наверняка есть ряд преимуществ в гидролокации, что объясняется установкой широко-апертурных ГАС.

Что касается вооружения, то две лодки примерно равны, хотя у «Северодвинска» есть противокорабельная версия ракеты 3M54 «Калибр», что позволяет ей быстро наносить удар легкой торпедой, доставляемой к цели этой ракетой. Этим она чем-то напоминает снятую с вооружения американскую ракету подводного пуска.

«Вирджиния» тише российской подлодки, и у нее лучше гидролокационная станция. В ходе подводной войны это непобедимое сочетание. Лодка может перемещаться и следить за целями таким образом, что это выдаст «Северодвинск». Но в пользу «Северодвинска» говорит то, что он со своими противолодочными ракетами быстрее реагирует на внезапно появляющиеся цели. Но в ближайшем будущем эффективность ГАС «Вирджинии» повысится за счет регулярного обновления программного обеспечения. На «Северодвинске» такое обновление может оказаться невозможным, да и меры по снижению шумности этой лодки осуществить будет непросто. В целом, преимущество следует отдать «Вирджинии».

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя субмаринами может привести к включению в их состав подводных необитаемых аппаратов и прочих образцов новой техники. После окончания холодной войны и даже после 11 сентября Соединенные Штаты не уделяли особого внимания войне подводных лодок. Но поскольку США сейчас вновь придают повышенное значение войне между крупными державами, и в частности войне подводных лодок, американские субмарины наверняка снова обгонят своих российских конкурентов.

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. Он также является одним из учредителей блога Japan Security Watch, посвященного вопросам обороны и безопасности.


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA (США)
NUCLEAR MULTIPURPOSE SUBMARINE VIRGINIA (USA)


АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА VIRGINIA


11 мая 2011 года на американском предприятии General Dynamics Electric Boat в Куонсет-Пойнт (штат Род-Айленд) состоялась церемония официальной закладки первой атомной многоцелевой подводной лодки типа Virginia новой серии Block III – SSN 784 North Dakota. Данный корабль должен стать одиннадцатой подводной лодкой типа Virginia. Сама лодка строится на предприятии General Dynamics Electric Boat в Гротоне (штат Коннектикут), а в Куонсет-Пойнт изготавливаются корпусные секции.
Программа строительства ПЛАТ типа «Вирджиния» принята вместо программы SSN-21. В 1997 г. компания «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» получила заказ на строительство лодок этого типа. Головная ПЛАТ SSN-774 «Вирджиния» вступила в строй в 2004 г. На октябрь 2012 г. построено 9 ПЛАТ (SSN-774 – 782), ведется строительство еще 9 ПЛАТ (SSN-783 – 791). Стоимость серийного корабля оценивается в 2 млрд дол.
ПЛАТ типа «Вирджиния» предназначены для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по наземным целям с применением крылатых ракет морского базироваения (КРМБ), обеспечения противолодочной обороны (ПЛО) боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника, скрытного проведения специальных операций, в том числе и в мелководных районах и т.д.

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

На двух старейших судостроительных верфях США, принадлежащих «Дженерал Дайнемикс Электрик Бот» в Гротоне (шт.Коннектикут) и «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг» (подразделение «Хантингтон ингаллс индастриз») в Ньюпорт-Ньюс (шт.Вирджиния), последовательно совершенствуя боевые возможности, планируется построить 30 атомных подводных лодок (АПЛ) класса «Вирджиния».
Программа создания ударных многоцелевых АПЛ класса Virginia была запущена в 1998 г., в настоящее время в боевой состав подводных сил ВМС США входят 5 лодок данного класса, еще 6 единиц находятся на различных этапах строительства. График реализации программы предусматривает строительство лодок тремя сериями, первая и третья из которых дополнительно разделены на две подсерии.

Новейшая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) SSN-783 Minnesota (10-я ПЛАТ типа «Вирджиния») в мае 2013 года успешно завершила первые ходовые испытания. ПЛАТ построена на судостроительной верфи Huntington Ingalls Industries (HII), где строительство Minnesota велось почти 5 лет, начиная с ее закладки в феврале 2008 г. В ходе испытаний ПЛАТ впервые выполнила подводное погружение и развивала высокие скорости как в надводном, так и в подводном положении. В процессе испытаний производилась проверка всех бортовых систем и агрегатов лодки. «Миннесота» проведет еще два этапа испытаний в море, в одном из которых на ее борту будут представители комиссии по инспектированию и приемке кораблей ВМС США INSURV (Board of Inspection and Survey). Передача лодки ВМС США ожидается в конце текущего месяца, с 11-месячным опережением срока, указанного в контракте. Водоизмещение ПЛАТ «Миннесота», которая является завершающей лодкой типа «Вирджиния» в варианте «блок II» (Block II), составляет 7800 тонн.

Контракт на постройку ПЛА SSN 784 был выдан ВМС США корпорации General Dynamics в августе 2003 года. В последующем финансирование строительства этой подводной лодки было включено в выданный корпорациям General Dynamics и Northrop Grumman в декабре 2008 года пятилетний контракт стоимостью 14,011 млрд. долл. на постройку для ВМС США восьми ПЛА Virginia Block III (SSN 784 – SSN 791). Фактическое строительство лодки было начато в 2009 году. Спуск на воду North Dakota ожидается в 2013 году, а передача американскому флоту – в 2014 году. Все восемь подводных лодок по контракту 2008 года должны быть закончены постройкой к 2019 финансовому году.

фото: http://ussnd.com/
Многоцелевая атомная подводная лодка North Dakota 31 мая 2014 года вошла в состав ВМС США, сообщает The Associated Press со ссылкой на заявление министра ВМС США Рэя Мабуса. Торжественная церемония крещения АПЛ прошла 2 ноября 2013 года на верфи Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут. Атомная подводная лодка SSN-784 получила имя «Северная Дакота» (North Dakota). Лодка «Северная Дакота» является 11-й ПЛАТ типа «Вирджиния» и первой ПЛАТ этого типа в варианте «блок III» (Block III).

Основными отличиями подводных лодок серии Virginia Block III (также известны как Batch 2) от лодок серий Block I и II (Batch 1) станут замена носовой сферической антенны ГАК на новую антенну Large Aperture Bow (LAB), и замена 12 вертикальных носовых пусковых установок крылатых ракет Tomahawk на два универсальных носовых модуля Virginia Payload Tubes (VPT) диаметром 2,1 метра, способных использоваться для размещения каждый как шести крылатых ракет Tomahawk, так и другой целевой нагрузки.

Две атомные многоцелевые подводные лодки ВМФ США 19 марта 2014 года приступили к ледовым учениям Ice Exercise 2014 (ICEX 2014) в Северном Ледовитом океане. В учениях принимают участие USS New Mexico (SSN 779) класса Вирджиния и USS Hampton (SSN 767) класса Лос-Анджелес.
Командование ВМС США в апреле 2014 года заключило с американскими компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding контракты на строительство десяти атомных подводных лодок типа «Вирджиния». Сумма сделки составила 17,6 миллиарда долларов. Эти предприятия будут заниматься строительством новых подводных кораблей вплоть до 2019 года. Контракт подписан на условиях фиксированной цены. Подлодки будут построены в модернизированной версии Block IV. По условиям соглашения, американские предприятия должны будут строить для американских военных по два корабля в год на протяжении пяти лет. В рамках соглашения будут построены подлодки с бортовыми номерами с SSN 792 по SSN 801. Строительство первой подлодки начнется 1 мая; включение же последней в состав американского флота запланировано на 2023 год. В настоящее время в составе ВМС США находятся десять подлодок типа «Вирджиния»; кроме того, ведется строительство еще четырех кораблей такого типа.
В августе 2014 года противолодочные силы Северного флота обнаружили и «выдворили» из приграничных вод России иностранную подводную лодку. Речь, предположительно, идет о субмарине класса «Вирджиния» ВМС США.

6 сентября 2014 года в США будет проведена церемония крещения 12-й атомной ударной подлодки USS John Warner (SSN-785) класса Virginia. Субмарина названа в честь сенатора Джона Уорнера (John Warner, родился 18 февраля 1927 года) и построена на крупнейшей в стране военной верфи компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния).

22 ноября на верфи Newport News Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюсе (шт. Вирджиния) компании Huntington Ingalls Industries прошла официальная церемония закладки атомной подводной лодки USS Washington (SSN 787) класса Virginia.

Первоначально этот график выглядел следующим образом:
1-я серия, 1-я подсерия: 4 единицы, 1998-2008 гг.;
1-я серия, 2-я подсерия: 6 единиц, 2003-2014 гг.;
2-я серия, 3-я подсерия: 7 единиц, 2009-2019.гг.;
3-я серия, 4-я подсерия: 9 единиц, 2014-2023 гг.;
3-я серия, 5-я подсерия: 4 единицы, 2019-2025 гг.

ВВЕДЕНЫ В БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС США

Подсерия I

SSN 774 VIRGINIA
SSN 775 TEXAS
SSN 776 HAWAII
SSN 777 NORTH CAROLINA

Подсерия II

SSN 778 NEW HAMPSHIRE
SSN 779 NEW MEXICO
SSN 780 Missouri
SSN 781 CALIFORNIA
SSN 782 MISSISSIPPI
SSN 783 MINNESOTA

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПЛАНАХ

Подсерия III

SSN 784 NORTH DAKOTA
SSN-785 JOHN WARNER
SSN-786 ILLINOIS
SSN-787 WASHINGTON
SSN-788 COLORADO
SSN-789 INDIANA
SSN-790

Подсерия IV

SSN-791 SSN-792 SSN-793 SSN-794
SSN-795 HYMAN G. RICKOVER
SSN-796 SSN-797 SSN-798 SSN-799

Подсерия V.

SSN-800 SSN-801 SSN-802 SSN-803

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 7800 – 7925 тонн;
Длина: 114,8 – 115 метров
Ширина: 10,4 м
Главная энергетическая установка – ядерная, ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость подводного хода- 32 узла;
Глубина погружения:
– рабочая более 250 м;
– предельная более 400 м.
Экипаж: 113 чел.

ВООРУЖЕНИЕ:

Крылатые ракеты «Tomahawk» -12 ракетных шахт;
Торпедных аппаратов 533 мм – 4
Боезапас: торпеды Mk 48 ADCAP и ПКР «Гарпун» (общий боезапас – 26 торпед и ракет). Могут приниматься мины Mk 60 CAPTOR
БИУС C3I (Command, Control, Communication and Intelligence)
Навигационная РЛС BPS 16
Гидроакустический комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10
Бортовые широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5A
Буксируемые гидроакустические антенны: ТВ-16,ТВ-29А
Приемники системы Acoustic Threat Detection System (акустическая система обнаружения угрозы)
Система акустичекого противодействия AN/WLY-1
Транспортирует: палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подразделений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового аварийно-спасательного люка)

Источники: www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, ship.bsu.by, www.morbox.ru, Военное обозрение, Defense News, Лента.ру, wvec.com и др.

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;