Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию. Новым гендиректором «ВИМ-Авиа» назначен Александр Бурдин Парк, основные хабы и направления

Следственный комитет России (СКР) задержал генерального директора и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ-Авиа» по делу о мошенничестве. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.

«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании "ВИМ-АВИА" (ч.4 ст.159 УК РФ) Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева», – сказала она.

В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, затем следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

При этом Петренко заявила: «Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, и по имеющейся у следствия информации находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения».

Ситуация с задержками вылетов «ВИМ-Авиа» обострилась в конце прошлой недели. Позже авиакомпания официально заявила, что у неё не хватает денег для продолжения полётов и она прекращает чартерные рейсы. Потребовалось вмешательство Минтранса и Росавиации. Общий долг авиакомпании перед кредиторами, по данным Росавиации, составляет 7 млрд рублей. Прокуратура начала проверку, а СКР возбудил уголовное дело о хищении.

Накануне Минтранс договорился с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозить пассажиров регулярных рейсов будут вплоть до 15 октября. Также СМИ сообщили, что «ВИМ-Авиа» получит от государства 500 млн рублей в качестве возврата НДС за третий квартал.


2. Собственники и руководство

Владельцами 100 % долей авиакомпании «ВИМ-Авиа» являются Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана Мурсекаева.

Генеральный директор — Кочнев Александр Яковлевич.

Флот

Боинг-757 авиакомпании ВИМ-Авиа

По данным официального сайта, флот авиакомпании на июнь 2010 года состоит из 11 самолётов Boeing 757-200. Ранее эксплуатировались самолёты Як-42, Ил-62 и Ту-154.

Деятельность

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» специализируется на чартерных перевозках. 1 ноября 2007 года «ВИМ-Авиа» была названа руководителем Росавиации Евгением Бачуриным одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов. В качестве наказания за такие нарушения Росавиация планировала ограничить количество чартерных рейсов данного перевозчика на зимний сезон 2007/2008 годов на 15-25 %.

Маршруты

«ВИМ-Авиа» осуществляет пассажирские и грузовые перевозки из Москвы, является одним из крупнейших чартерных перевозчиком России. Доля регулярных рейсов по состоянию на 01 февраля 2010 составляла всего 32,4 %.

В разные периоды времени в маршрутной сети компании присутствовали города Барнаул, Иркутск, Братск, Сочи, Омск, Уфа, Магадан, Владивосток, Челябинск, Новый Уренгой, Хабаровск, Улан-Удэ, Магнитогорск, Ханты-Мансийск, Белоярский, Якутск, Норильск, Благовещенск, Магадан и др.

В последнее время авиакомпания снова активно развивает внутрироссийские авиаперевозки, так, например, начав летать в 2010 году из Москвы в Сочи, Екатеринбург и Краснодар, к весне 2011 авиакомпания имеет регулярные рейсы в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Читу, Барнаул, Омск, Сочи и Новосибирск, а количество рейсов в Екатеринбург и Краснодар, ввиду их высокой популярности и наполняемости, увеличилось до двух в день.

Показатели деятельности

Бурятские авиалинии

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2017 года стало известно, что Росавиация инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", задержавшей на днях десятки рейсов.

24 сентября российская газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-секретаря вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алию Самигуллину сообщала, что авиаперевозчик попросил власти о предоставлении госгарантий по кредитам.

ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - российский пассажирский авиаперевозчик.

История

Основателем "ВИМ-Авиа" был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов (название ВИМ составлено из его инициалов). В 1990-х годах он был одним из управляющих в транспортной авиакомпании "Волга-Днепр". В 1997 году основал собственную компанию "Аэрофрахт", занимавшуюся чартерными грузовыми и пассажирскими перевозками; в разное время она эксплуатировала самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-20, Ил-62М, Ил-76, Ан-12 и др.

30 августа 2003 года "Аэрофрахт" лишился сертификата эксплуатанта из-за ряда нарушений: задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских. Также в июне 2003 году при проверке выяснилось, что Ту-154Б-2 "Аэрофрахта" прилетел из ОАЭ в Астрахань с превышением максимального посадочного веса на 10 т.

В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию "ВИМ-Авиа", которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года и начала выполнять грузовые и пассажирские рейсы на Ил-62М и Ан-12.

В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, оставшись президентом компании (занимал пост до своей смерти в 2006 году).

Мурсекаевы приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 млн. Кроме того, в состав "ВИМ-Авиа" были включены авиационные активы "Центр Капитала" - "Чита Авиа", а также аэропорты Читы и Братска.

На самолетах Boeing 757 авиакомпания начала выполнять чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. До 2014 года специализировалась на чартерных рейсах, в октябре 2004 года стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. Уже в 2006 году "ВИМ-Авиа" вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007 году из ее состава как непрофильные активы были проданы аэропорты. При этом был создан холдинг "ВИМ-Авиа", куда вошли авиакомпании "РусЭйр", "Башкортостан" и "Русское Небо" - все они прекратили полеты в 2012-2015 годах.

8 ноября 2011 года Росавиация ввела ограничения в сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", запретив ей летать в Европу. Причиной стал инцидент 3 ноября 2011 года, когда в Париже российские летчики устроили перепалку с персоналом аэропорта. Это могло стать поводом для внесения авиакомпании в "черный список" Евросоюза. Ограничение было снято в конце июня 2012 года.

В 2014 года "ВИМ-Авиа" отказалась от чартерной специализации, доля пассажиропотока внутренних рейсах достигла 90%. В том же году авиакомпания начала эксплуатировать самолеты Airbus A319 и Boeing 767. В июле 2015 года в парк "ВИМ-Авиа" вошли Boeing 737 и 777.

В 2015 году СМИ начали сообщать о финансовых проблемах перевозчика. В январе-феврале 2015 года иски о его банкротстве подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, однако производство по большинству из исков суды прекратили летом 2015 года. Сезон 2016 года компания провела без сильных затруднений, авиакомпания серьезно нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Также весной 2016 года компания сменила адрес регистрации с Москвы на поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан. В апреле 2017 года "ВИМ-Авиа" приобрела 100% акций аэропорта города Братска (Иркутская область).

Снова о проблемах с "ВИМ-Авиа" СМИ начали сообщать летом 2017 года: в некоторые дни авиакомпания отменяла или надолго задерживала до 20 рейсов. Более 200 тыс. ее пассажиров перевезли другие компании. В середине сентября 2017 года стало известно о крупной задолженности "ВИМ-Авиа" перед аэропортом Домодедово и поставщиками топлива. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилось в правительство с просьбой о поддержке при выплате кредитов. В самой компании заявили, что проблемы с погашением задолженности вызваны "традиционным сезонным спадом". 23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов "ВИМ Авиа" продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.

Парк, основные хабы и направления

По состоянию на сентябрь 2017 года парк "ВИМ-Авиа" насчитывает 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре - Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов - 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Базовый аэропорт - Домодедово Московского авиаузла. Второстепенным узлом является Санкт-Петербург. Всего компания обслуживает порядка 50 регулярных направлений.

Показатели

В 2015 году "ВИМ-Авиа" перевезла около 1 млн 613 тыс. человек. Авиакомпания выполнила 11 тыс. 414 рейсов, из них 10 тыс. 520 регулярных (более 90%).

В январе-августе 2017 года "ВИМ-Авиа" перевезла 1 млн 834 тыс. пассажиров (10-е место среди авиакомпаний РФ, рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), средний процент занятости пассажирских кресел - 76,1%. По перевозкам грузов и почты авиакомпания занимает в РФ 11-е место (11,7 тыс т.).

Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17 млрд 174 млн руб. (рост на 38% по сравнению с 2015 года), чистая прибыль - 89,1 млн руб. (снижение в 5,7 раза).

Руководство

Генеральный директор компании - Александр Кочнев.

Собственники

Светлана Мурсекаева является владельцем 99% акций "ВИМ-Авиа", ее мужу Рашиду принадлежит 1%.

В пятницу, 29 сентября, были отправлены судом под домашний арест. Как уточнила «Газете.Ru» пресс-секретарь Басманного суда , Пантелеевой и Корчневу назначена мера пресечения в виде домашнего ареста до 25 ноября.

После массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в их отношении было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («мошенничество»).

Между тем, совладельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» и Светлана Мурсекаевы покинули страну и могут быть объявлены в международный розыск.

Проблема с рейсами «ВИМ-Авиа» началась еще на прошлой неделе. В понедельник, 25 сентября, авиакомпания объявила, что из-за финансовых трудностей прекращает чартерные рейсы. отказался обслуживать самолеты проблемного перевозчика из-за долгов, и со вторника «ВИМ-авиа» перебазировалась во .

В Минтрансе создан оперативный штаб для решения проблем с перевозкой пассажиров, уже оплативших билеты «ВИМ-Авиа», погашения задолженности по зарплате сотрудникам перевозчика и урегулирования кризисной ситуации. Премьер-министр подписал в четверг распоряжение о выделении 98 млн руб. из резервного фонда правительства на обслуживание самолетов «ВИМ-авиа».

Для вывоза пассажиров «ВИМ-авиа», находящихся за границей, в первую очередь в Турции, привлекаются борты S7 и .

В пятницу было объявлено, что по поручению президента Владимира Путина в Анталию для вывоза российских туристов направлены два Ту-214 специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства.

Некоторые туроператоры самостоятельно предпринимают меры для вывоза с мест отдыха своих клиентов.

Из-за сложившейся кризисной ситуации подписал указ о дисциплинарном взыскании главе .

С пятницы Росавиация публикует на своем сайте ежесуточный график полетов регулярных и чартерных рейсов «ВИМ-Авиа».

В настоящее время согласуется график погашения имеющейся задолженности за топливо и аэропортовое обслуживание. Новое руководство компании сотрудничает с правоохранительными органами РФ, заверяют в компании.

По стопам «Трансаэро»

В пятницу новым генеральным директором «ВИМ-Авиа» назначен Александр . Как сообщил представитель «ВИМ-Авиа», он назначен «с целью разрешения кризисной ситуации, сложившейся в авиакомпании».

Александр Бурдин в течение почти двух лет был гендиректором АК , которую возглавил уже после остановки работы перевозчика. Ему удалось погасить долги по заработной плате в размере 4,1 млрд. руб. перед 10 тыс. бывших сотрудников, закончить инвентаризацию основных средств и собрать имущество авиакомпании для обеспечения выплат кредиторам. До этого он два года возглавлял Unitile — крупнейший холдинг в России по производству керамических строительных материалов, и в течение 11 лет был заместителем генерального директора, членом правления .

При этом в «Газете.Ru» сообщили, что не получали уведомление от авиакомпании «ВИМ-Авиа» о назначении нового гендиректора.

По действующему законодательству, его назначение сопровождается соответствующей аттестацией и внесением в сертификат эксплуатанта. В ведомстве заявили, что в настоящее время Бурдин там не значится.

«Нам Александр Бурдин известен по ситуации с авиакомпанией «Трансаэро», в которую он был также назначен с формулировкой «для решения кризисной ситуации». Как известно, «Трансаэро» в сентябре признан банкротом. Авиасообществу этот специалист неизвестен. Будем знакомиться», — сказал представитель Росавиации

Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» говорит, что Бурдин — квалифицированный финансист с большим опытом антикризисного управления.

«Действительно, его работа на позиции в «Трансаэро» в тот момент, когда компания уже не была авиакомпанией, а была юрлицом с сомнительными перспективами, была эффективной, он продемонстрировал высокий результат, удовлетворив максимальную часть претензий, в первую очередь, выплатив зарплаты», — пояснил эксперт.

На просьбу «Газете.Ru» прокомментировать назначение Бурдина глава комитета по транспорту и строительству заявил, что главное, чтобы принимаемые кадровые решения шли на пользу пассажирам.

Впрочем, аналитики не ждут от нового гендиректора каких-то подвигов.

Если две недели назад авиакомпания была в руках менеджмента и решения принимали они, то сейчас судьба «ВИМ-Авиа» в руках кредиторов и поставщиков, отмечает Пантелеев.

«Если они решат, что восстановление или продолжение операционной деятельности «ВИМ-Авиа» позволит сократить задолженность в какой-то перспективе, то перевозчик под руководством опытного управленца сможет выполнить свои обязательства, программу антикризисных преобразований и вернуться к жизни, но если будет принято решение зафиксировать убытки, то никакой управляющий не поможет, а поможет только мешок денег», — резюмирует эксперт.

Сегодня стало известно о задержании генерального директора компании «Вим-Авиа». Он подозревается в хищении денежных средств пассажиров. Как ожидается, уже завтра суд рассмотрит вопрос о его аресте. Также на вопросы следователей сейчас отвечает и главный бухгалтер «Вим-Авиа».

Тем временем своего вылета в аэропортах как России, так и других стран сейчас ожидают тысячи пассажиров. К перевозке уже подключаются другие компании, в том числе иностранные.

Руководители «Вим-Авиа» были вызваны в Следственный комитет сначала в качестве свидетелей. Но уже после допросов их статус изменился: из свидетелей они стали подозреваемыми.

«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения. Совладельцы компании, Рашид и Светлана Мурсекаевы, поспешно покинули страну и по имеющейся у следствия информации, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», - сообщила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

Гендиректор авиакомпании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева, по словам их адвокатов, на данном этапе отказываются давать показания. Формально ссылаются на усталость. Мол, позади уже не одна бессонная ночь. Известно, что свою вину в деле о мошенничестве они не признали. И утверждают: никаких хищений с их стороны не было.

Между тем, по данным следствия, всю последнюю неделю должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств не хватает уже даже на закупку топлива, продолжали продавать билеты. В СК теперь призывают всех пассажиров, которые пострадали от действий «Вим-Авиа», подавать соответствующие заявления. Они так же будут приобщены к делу.

Накануне на совещании с правительством Владимир Путин подверг жесткой критике ситуацию с «Вим-Авиа»: «Десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное. Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для нормального ведения бизнеса, не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. В конце концов бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами. И хочу министру сказать: я объявляю Вам неполное служебное соответствие. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с неполным служебным соответствием. Если не справитесь, тоже подумаем. Прошу Вас быстро и эффективно проблему эту закрыть».

После этих слов президента проблемы авиакомпании в ускоренном режиме пытаются решить и в Министерстве транспорта, и в других ведомствах. Сегодня состоялось заседание оперативного штаба, куда, помимо Минтранса, вошли представители Росавиации, аэропортов «Внуково» и «Домодедово», сотрудники топливозаправочных компаний и Ростуризма. Принципиальное решение: срочная помощь будет оказана прежде всего тем туристам, которые не могут вернуться домой из-за границы.

«Сейчас перед нами стоит задача - вывезти наших туристов из-за границы. Большое количество у нас сейчас находится в Турции. Вот это первоочередным порядком. Параллельно будет также осуществляться перевозка регулярных рейсов, пассажиров регулярных рейсов. И только после этого мы приступим к программе выполнения тех рейсов, на которые пассажиры купили билеты, но дата еще не наступила», - сообщила советник министра транспорта Российской Федерации Жанна Терехова.

Возвращением людей, которые отдыхают сейчас на зарубежных курортах, но в ближайшее время должны вылететь чартерными рейсами в Россию, будет заниматься и Ассоциация туроператоров России.

«К сожалению, справиться на сегодняшний день силами туроператорского сообщества просто даже технически невозможно. Поэтому сейчас формируются списки и формируется очередность. Те туристы, которые не попали за рубежом на свои рейсы, на сегодняшний день за счет туроператоров продолжают отдыхать. Не знаю уж, насколько, так сказать, этот отдых им приятен или неприятен, но во всяком случае размещение в гостиницах и питание туроператоры обеспечивают», - сообщил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

По данным Ассоциации туроператоров России, дорабатывается подробный план действий по вывозу российских туристов с билетами «ВИМ-Авиа» из турецкой Антальи и других зарубежных аэропортов. Ежедневный график полетов должен быть готов в течение 48 часов. Что касается регулярных рейсов, то они будут выполняться до 15 октября включительно. На полеты после этой даты билеты рекомендовано сдать. При этом потраченные деньги, как сообщается, должны вернуть. Также удалось договориться с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех лайнеров «ВИМ-Авиа». Предоставлены государственные гарантии.

«Будет осуществлено шесть рейсов, из Москвы три борта отправятся в Анталью, вернут пассажиров в Россию. Пустыми обратно сегодня же улетят в Анталью и вернутся с пассажирами. Совокупно будет перевезено из Антальи полторы тысячи человек. Помимо этого греческая авиакомпания "Элинейр" сегодня вернет из Ираклиона 245 пассажиров авиакомпании "ВИМ-Авиа", это тоже чартерные пассажиры. Продолжается перевозка пассажиров на регулярных рейсах. Сегодня выполнен рейс Благовещенск. А в целом только на сегодняшний день запланировано 22 регулярных рейса. Вчера был выполнен один регулярный рейс», - отметил официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский.

Несмотря на предпринимаемые меры, ситуация по-прежнему остается сложной. Только за рубежом остаются десятки тысяч пассажиров.

Множество людей ожидают вылета и в столичном аэропорту «Внуково», который на время стал базовым для проблемной авиакомпании. Самолеты «ВИМ-Авиа» выпускают отсюда практически в ручном режиме - каждый рейс индивидуально. Самая сложная ситуация с рейсами на Анадырь и Магадан. Их совместили, но в один самолет все пассажиры не поместились. Нервы на пределе.

«У меня забрали багаж, и через некоторое время мне говорят: вы никак не можете сесть на рейс, мест нет! Никого не волнует, как мы здесь» - рассказывает Анжела Секач.

«Нас не обеспечили ни водой, ни питанием. Никто не беспокоится, как мы здесь», - говорит Оксана Микалюк.

И еще один нюанс. Журналистам удалось не только выяснить, где находится юридический адрес авиакомпании, входившей в десятку крупнейших, но и найти его - обшарпанное одноэтажное строение, гараж по соседству. Только вывеска выдает в этом доме, расположенном в Татарстане, примерно в ста километрах от Казани, офис компании, перевозившей свыше двух миллионов пассажиров в год.